Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы

Несмотря на то, что первый правовой акт о приватизации жилищного фонда в Российской Федерации был принят более четверти века назад, ее до сих пор нельзя считать завершенной. На данный момент передано около 80% всех строений и помещений, имеющих статус жилых. Это очень мало, учитывая законы, по которым без прохождения этой процедуры невозможно совершать сделки с недвижимостью.

Что такое приватизация

Приватизация - это процесс передачи прав на собственность от государства частным лицам. Поэтому иногда такую процедуру называют «разгосударствление», хотя это не совсем точно. Имущество после приватизации выходит из-под контроля государства и становится предметом свободных рыночных отношений.

Дальнейшие взаимоотношения между собственниками и объектами имущества регулируются гражданским, уголовным законодательством, другими правовыми актами. Процесс может касаться крупной, мелкой промышленности, объектов торговли, жилищного фонда.

Обычно эту процедуру государство начинает при условии экономического спада, для дополнительного стимулирования развития экономики. Приватизация жилья имеет не только экономический и юридический смысл. Имеет значение мотивация. Человек, уверенный, что имущество принадлежит ему, будет заботиться о нем более добросовестно.

Инициативу правительства нельзя назвать успешной. Несмотря на то, что приватизация должна была завершиться более 19 лет назад и продлевалась несколько раз, люди начинали оформлять жилье только из-за того, что продать без официальной регистрации его было невозможно.

Интересно. 20% жилого фонда до сих пор не приватизировано, и это при том, что сама процедура бесплатна. Оплатить придется только госпошлины, а если обращаться в агентства, то их услуги.

Приватизация жилищного фонда возможна только после определенного этапа жизни страны. Обычно такое случается, когда большая часть жилого фонда находится у государства. Именно поэтому процесс волной прокатился по странам, бывшим членам соцлагеря. Особенно сильные перемены были там, где процветал государственный социализм.

Читайте также: Как принять квартиру в новостройке у застройщика

В Советском Союзе предполагалось социальное равенство, и поэтому вся недвижимость находилась в монополии у государства. Была введено новое правовое понятие, так называемая «личная собственность».

Справка. К личной собственности относились вещи человека, дом, небольшой приусадебный участок и квартира.


Личная собственность охранялась государственными законами, но, в отличие от частной, ее нельзя было открыто купить или продать. Вся собственность находилась у государства, которое могло ей распоряжаться через своих представителей. Например, случаи выселения из квартиры за неуплату коммунальных платежей были повсеместными.

В 1958 году начали создаваться ЖСК (жилищно-строительные кооперативы), члены которых участвовали деньгами в постройке многоквартирных домов, а затем получали там квартиру. Но эти квартиры также не являлись частной собственностью.

Какими законами регулируется

В июле 1991 года Верховный Совет принял закон о приватизации жилья. Его основными положениями были следующие:

  • переход в частную собственность должен быть добровольным;
  • передача жилья, которое занимает гражданин, должна быть бесплатной;
  • гражданин может воспользоваться своим правом бесплатно только один раз.

Законом было оговорено, что аварийное, а также служебное жилье не будет подлежать передаче гражданам. Под запретом оказались помещения, которые находятся в закрытых военных городках и на территориях, не подлежащих заселению.

В 1994 году закон был дополнен. Основные поправки:

  1. Несовершеннолетние имеют право 2 раза приватизировать жилье. В первый раз до 18 лет вместе с семьей, второй раз - самостоятельно.
  2. Вторично участвовать в процедуре можно также в случаях расприватизации жилья, при расторжении прежних условий владения недвижимостью.

Согласно Конституции те, кто приватизировал жилье, может распоряжаться им по своему усмотрению. Изъять такое имущество у гражданина невозможно, поскольку оно является частной собственностью.

Интересно. В 1988 году появилось Постановление о продаже государственных квартир гражданам. Но к 1991 году, времени массовой приватизации, было приватизировано меньше 1 процента всего жилья.

Сроки приватизации

При принятии закона, речь не шла о каких-либо сроках. Но при работе над проектом нового ЖК РФ (Жилищного Кодекса Российской Федерации) возник вопрос об определенных сроках. С 2005 году новое жилищное законодательство вступило в законную силу.

Читайте также: Как зарегистрировать дачный дом на земельном участке

В нем не было упомянута процедура бесплатной передачи жилой собственности от государства к частным лицам. Это означает, что все ранее действующие законы со вступлением в силу нового ЖК РФ были отменены. Однако, президент сделал исключение для вопроса приватизации.

Первоначально сроки бесплатной процедуры были назначены на 2007 год, но со временем они сдвинулись до 1 марта 2017 года. Всего даты окончания изменялись 5 раз. В настоящее время неизвестно, когда в этом вопросе будет поставлена точка. Пока Государственная дума пролонгировала решение вопроса на неопределенный срок.

Положение

Положение принято в ноябре 1993 года и дополняет ФЗ о приватизации жилищного фонда в РФ. Основные положения:

  1. Перечислены основные принципы закона: добровольность, однократность, бесплатная передача.
  2. Передача гражданам осуществляется с согласия всех членов семьи, проживающих совместно.
  3. Их отказ от участия в процедуре может быть санкционирован только органами опеки.
  4. После процедуры граждане становятся собственниками, которые имеют право продать жилье, сдавать его в аренду, завещать, закладывать.
  5. Перечень документов на приватизацию.
  6. Перечень помещений, не подлежащих передаче гражданам.
  7. Право собственности может прекратиться только при изъявлении воли собственника без принудительного изъятия (кроме законных причин).
  8. Решение о передаче жилья принимается не более 2-х месяцев.
  9. Передача осуществляется после оформления договора передачи. Государственная пошлина при этом не взимается.
  10. При переезде в другое жилье по соцнайму гражданин может его приватизировать только при условии расторжения предыдущего договора.

Дополнительно перечислены возможности пользования общей собственностью и придомовой территорией. А также указаны правила эксплуатации жилых помещений.

Статистика

По данным службы российской статистики с 1992 по 2000 год было приватизировано почти половина (47 процентов) жилых зданий и помещений. За 10 следующих лет процент перехода в частные руки составил 75%. А еще через 5 лет, к 2015 году увеличился на 4%.

Постановление Конституционного Суда РФ от 15 июня 2006 г. N 6-П "По делу о проверке конституционности положений подпункта 1 пункта 2 статьи 2 части первой статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции статьи 12 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации") в связи с запросом Верховного Суда Российской Федерации и жалобой граждан М.Ш. Орлова, Х.Ф. Орлова и З.Х. Орловой"

Постановление Конституционного Суда РФ от 15 июня 2006 г. N 6-П
"По делу о проверке конституционности положений подпункта 1 пункта 2 статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" и части первой статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции статьи 12 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации") в связи с запросом Верховного Суда Российской Федерации и жалобой граждан М.Ш. Орлова, Х.Ф. Орлова и З.Х. Орловой"


Именем Российской Федерации


Конституционный Суд Российской Федерации в составе председательствующего А.Л. Кононова, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Ю.Д. Рудкина, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,

с участием представителя Верховного Суда Российской Федерации - доктора юридических наук В.В. Ершова, гражданина М.Ш. Орлова, постоянного представителя Государственной Думы в Конституционном Суде Российской Федерации Е.Б. Мизулиной, представителя Совета Федерации - доктора юридических наук Е.В. Виноградовой,

руководствуясь статьей 125 (части 2 и 4 ) Конституции Российской Федерации, подпунктом "а" пункта 1 и пунктом 3 части первой , частями третьей и четвертой статьи 3 , статьями 36 , 74 , 84 , 85 , 86 , 96 , 97 и 99 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации",

рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности положений Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" и части первой статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции статьи 12 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации").

Поводом к рассмотрению дела явились запрос Верховного Суда Российской Федерации и жалоба граждан М.Ш. Орлова, Х.Ф. Орлова и З.Х. Орловой. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Российской Федерации оспариваемые заявителями положения Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" и Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" об отмене приватизации жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.

Поскольку запрос Верховного Суда Российской Федерации и жалоба граждан М.Ш. Орлова, Х.Ф. Орлова и З.Х. Орловой касаются одного и того же предмета, Конституционный Суд Российской Федерации, руководствуясь статьей 48 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", соединил дела по этим обращениям в одном производстве.

Заслушав сообщение судьи-докладчика С.П. Маврина, объяснения представителей сторон, заключение эксперта - доктора юридических наук Б.М. Гонгало, выступления приглашенных в заседание полномочного представителя Правительства Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации М.Ю. Барщевского, а также представителей: от Генерального прокурора Российской Федерации - Т.А. Рыжковой, от Министерства регионального развития Российской Федерации - М.В. Дорофеева, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Российской Федерации установил:

1. Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2004 года "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с 1 января 2007 года утрачивают силу содержащие общие положения статьи 1 , 2 , 4 , 6 , 7 , 8 и 9.1 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" и его раздел II , закрепляющий основные принципы и условия приватизации жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов. Статьей 12 того же Федерального закона часть первая статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", определяющая жилые помещения, не подлежащие приватизации, дополнена положением, согласно которому не подлежат приватизации жилые помещения, предоставленные гражданам по договорам социального найма после 1 марта 2005 года.

Оспаривающий конституционность названных законоположений Верховный Суд Российской Федерации утверждает, что отмена законодателем права граждан на бесплатную приватизацию жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов (с 1 марта 2005 года - частичная, а с 1 января 2007 года - полная) противоречит вытекающим из Конституции Российской Федерации принципам справедливости, стабильности и гарантированности прав граждан, поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, недопустимости издания законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина, и не соответствует ее статьям 19 (часть 1 ) и 55 (части 2 и 3 ).

Граждане М.Ш. Орлов, Х.Ф. Орлов и З.Х. Орлова, которым на основании части первой статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции статьи 12 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации") Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы отказал в приватизации квартиры, предоставленной по договору социального найма 18 апреля 2005 года, просят признать примененную в их деле норму не соответствующей статьям 6 (часть 2 ), 19 (части 1 и 2 ), 27 (часть 1 ), 35 , 40 и 55 Конституции Российской Федерации.

Таким образом, предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации по настоящему делу являются взаимосвязанные положения подпункта 1 пункта 2 статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" и части первой статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" в редакции статьи 12 названного Федерального закона, которыми определяется завершение периода приватизации жилых помещений (бесплатной передачи в собственность граждан Российской Федерации занимаемых ими жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде) с 1 января 2007 года и одновременно исключается (в пределах определяемого этой датой периода) приватизация жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда, предоставленных гражданам на условиях социального найма после 1 марта 2005 года.

2. Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию демократическим правовым государством, исходит из необходимости установления правовых основ единого рынка и обеспечения тем самым единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности и охраны частной собственности законом (статья 8, части 1 и 2 ; статья 35, часть 1 ; статья 71, пункт "ж" ). Одновременно в силу Конституции Российской Федерации Российская Федерация как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7, часть 1 ), призвана гарантировать реализацию прав и свобод человека и гражданина в этой сфере, в частности права каждого на жилище (статья 40, часть 1 ), признаваемого международным сообществом в качестве элемента права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).

2.1. Осуществляя регулирование и защиту прав и свобод человека и гражданина (статья 71, пункт "в" , Конституции Российской Федерации) и исходя из того, что экономической основой любого демократического правового государства являются частная собственность и рынок, федеральный законодатель в период перехода к рыночной экономике должен был определить правовые начала преобразования отношений собственности.

В жилищной сфере такое преобразование реализовывалось за счет всемерного роста частного жилищного фонда, который, согласно Закону Российской Федерации от 24 декабря 1992 года "Об основах федеральной жилищной политики", пополнялся путем: 1) приватизации в установленном порядке занимаемых жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов; 2) жилищного строительства, в том числе жилищного строительства товариществами индивидуальных застройщиков; 3) участия в жилищных и жилищно-строительных кооперативах, кондоминиумах; 4) купли-продажи жилья, в том числе через биржи, аукционы; 5) приобретения в порядке наследования и по другим законным основаниям (статья 19 ).

Поскольку уровень доходов не позволял большей части населения России обеспечивать себя собственностью в жилищной сфере самостоятельно, граждане реально могли воспользоваться (и многие из них воспользовались), как правило, только одним способом приобретения жилья в частную собственность - путем бесплатной приватизации занимаемых ими жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов.

Создание частного жилищного фонда в Российской Федерации в немалой степени именно за счет бесплатной приватизации жилых помещений и, соответственно, существенное сокращение государственного и муниципального жилищных фондов являются, с одной стороны, свидетельством преобразования отношений собственности, формирования рынка недвижимости, а с другой стороны - предпосылкой прекращения использования бесплатной приватизации в качестве основного способа развития института частной собственности в жилищной сфере.

Правовой основой преобразования отношений собственности в жилищной сфере стал Закон Российской Федерации от 4 июля 1991 года "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", определивший, как следует из его преамбулы , базовые принципы приватизации государственного и муниципального жилищного фонда с целью создания условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилище, улучшения использования и сохранности жилищного фонда.

Федеральный законодатель, таким образом, изначально не включил нормы о приватизации жилых помещений в Жилищный кодекс РСФСР. Свое намерение осуществлять регламентацию приватизационного механизма рыночных преобразований в Российской Федерации в специальных законодательных актах он подтвердил, закрепив в Гражданском кодексе Российской Федерации, что имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества (статья 217 ).

2.2. Гарантируемое статьей 11 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" право граждан на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения не имеет конституционного закрепления и не подпадает под характеристики основных прав и свобод человека и гражданина (статья 17, часть 2 , Конституции Российской Федерации). Данное право - исходя из того, что приватизация жилья определяется в статье 1 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" как бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде, - появляется, существует и реализуется как субъективное право конкретного физического лица, фактически занимающего на правах нанимателя жилое помещение в государственном или муниципальном жилищном фонде. Таким образом, право на бесплатную приватизацию конкретного жилого помещения приобретается гражданином в силу закона и является производным от его статуса нанимателя жилого помещения.

Осуществляя преобразования отношений собственности в жилищной сфере при установлении правовых основ единого рынка и регулировании соответствующих гражданских прав, федеральный законодатель в рамках своих дискреционных полномочий вправе как издавать акты, призванные в течение определенного периода обеспечивать правовое регулирование отношений по бесплатной передаче в собственность граждан занимаемых ими на правах нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, так и отменять их. Такое временное правовое регулирование может заключаться в установлении, изменении и отмене тех или иных имущественных прав, к числу которых относится и право на бесплатную приватизацию. Однако при этом должны соблюдаться требования разумной стабильности правового регулирования и недопустимости внесения произвольных изменений в действующую систему норм (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 1997 года N 18-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 1 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", от 19 июня 2002 года N 11-П по делу о проверке конституционности ряда положений Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", "О минимальном размере оплаты труда" и "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации", от 23 апреля 2004 года N 8-П по делу о проверке конституционности Земельного кодекса Российской Федерации).

2.3. К основным началам жилищного законодательства Жилищный кодекс Российской Федерации, его статья 1 , относит реализацию гражданами закрепленного в статье 40 (часть 2 ) Конституции Российской Федерации права на жилище и обусловливаемых им жилищных прав по своему усмотрению и в своих интересах. В силу названного законодательного установления граждане в условиях рыночной экономики обеспечивают осуществление своих жилищных прав самостоятельно, используя для этого различные допускаемые законом способы.

Вместе с тем статья 40 (части 2 и 3 ) Конституции Российской Федерации обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать малоимущим, иным указанным в законе гражданам дополнительные условия для реализации права на жилище посредством предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Конкретизируя указанную конституционную обязанность, федеральный законодатель закрепил в Жилищном кодексе Российской Федерации, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции должны обеспечивать условия для осуществления гражданами права на жилище путем предоставления им жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда (пункт 3 статьи 2 ).

Это означает необходимость выработки органами публичной власти в рамках мер социальной защиты определенных категорий населения адекватной условиям рыночной экономики жилищной политики (статья 72, пункт "к" части 1, Конституции Российской Федерации). Материальную основу такой политики составляет жилищный фонд социального использования - совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов (пункт 1 части 3 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации). Жилищный фонд социального использования формируется из находящихся в государственной и муниципальной собственности объектов жилищного фонда и пополняется за счет ввода новых объектов, предназначенных исключительно для удовлетворения потребности в жилище и обеспечения жилыми помещениями социального использования малоимущих и иных категорий граждан, указанных в законе.

Прекращение на определенном этапе бесплатной приватизации жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и тем самым - оставление в государственной и муниципальной собственности доли жилищного фонда также служит цели сохранения и пополнения жилищного фонда социального использования, позволяющего Российской Федерации как социальному государству выполнять свою социальную функцию в области жилищных отношений.

Аналогичной позиции придерживается Европейский Суд по правам человека, отметивший, что в современном обществе обеспечение населения жильем является важнейшей социальной потребностью; решение жилищного вопроса не может быть целиком отдано на откуп рынку, неограниченное действие которого, особенно в ситуации трансформации экономики, способно создать опасность нежелательных социальных последствий, а потому отражает не только частный, но и публичный интерес (решение от 21 февраля 1986 года по делу James and Others). Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 16 мая 2000 года N 8-П по делу о проверке конституционности отдельных положений пункта 4 статьи 104 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" также отметил, что отношения, связанные с обеспечением функционирования и сохранения целевого назначения жилищных объектов, в том числе относящихся к жилищному фонду социального использования, эксплуатируемому в интересах населения, носят публично-правовой характер, и это должен учитывать законодатель при осуществлении их правового регулирования.

Следовательно, в период перехода от государственно-планового правового регулирования к правовому регулированию, направленному на преобразование отношений собственности, создание основ единого рынка и гарантирование социальной защиты населения, федеральный законодатель, осуществляя законотворчество в жилищной сфере, вправе как ввести бесплатную приватизацию жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, так и прекратить ее, исходя из необходимости обеспечения сохранности в государственной и муниципальной собственности определенной доли жилищного фонда, позволяющей публичной власти выполнять социальную функцию в области жилищных отношений.

Вместе с тем, определяя момент прекращения бесплатной передачи в собственность граждан занимаемых ими жилых помещений, федеральному законодателю надлежит учитывать, что граждане должны иметь возможность адаптироваться к вносимым изменениям в течение некоторого переходного периода (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 года N 8-П по делу о проверке конституционности положений части первой статьи 1 и статьи 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2005 года N 502-О по жалобе гражданина С.В. Зимницкого на нарушение его конституционных прав положениями статьи 44 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ).

2.4. Таким образом, подпункт 1 пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2004 года "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" не противоречит Конституции Российской Федерации, поскольку, установив срок завершения длящегося с 1991 года процесса бесплатной приватизации жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, федеральный законодатель тем самым предоставил гражданам возможность адаптироваться к изменениям, вносимым в соответствующее законодательство. Вместе с тем в рамках своих дискреционных полномочий он может продлевать и восстанавливать действие правовых норм, обеспечивающих практическую реализацию этого процесса.

3. Любая дифференциация правового регулирования, приводящая к различиям в правах и обязанностях субъектов права, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (статья 19, части 1 и 2 ), в силу которых различия допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им. Соблюдение конституционного принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях) (постановления от 24 октября 2000 года N 13-П по делу о проверке конституционности положений пункта 13 статьи 39 Закона Российской Федерации "Об образовании", статьи 1 Федерального закона "О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию" и пункта 7 статьи 27 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", от 3 июня 2004 года N 11-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статей 28 и 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", определения от 27 июня 2005 года N 231-О по жалобе гражданина К.А. Галеева на нарушение его конституционных прав положением подпункта 1 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", от 1 декабря 2005 года N 428-О по жалобе гражданина Е.В. Шеховцова на нарушение его конституционных прав положениями части первой статьи 30 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей").

Согласно правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 10 декабря 2002 года N 316-О по жалобе граждан В.И. Беломытцевой, К.Н. Бережного и других на нарушение их конституционных прав положением статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", провозглашенный статьей 19 Конституции Российской Федерации принцип равенства распространяется не только на непосредственно признаваемые Конституцией Российской Федерации права и свободы, но и на связанные с ними другие права, приобретаемые на основании федерального закона. Право граждан на бесплатную приватизацию занимаемых ими жилых помещений, связанное с реализацией закрепленных Конституцией Российской Федерации права граждан на жилище, свободу передвижения и права собственности, относится к категории приобретаемых в силу закона социально-экономических прав, а потому федеральный законодатель, внося изменения в регулирование этого права, ограничивая или отменяя его, не может действовать произвольно и допускать отступления от конституционного принципа равенства.

3.1. Установив в статье 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции статьи 12 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации") запрет на бесплатную передачу в собственность граждан жилых помещений, предоставленных им после 1 марта 2005 года по договорам социального найма из государственного и муниципального жилищных фондов, и обосновав это тем, что с введением в действие Жилищного кодекса Российской Федерации договоры социального найма жилых помещений заключаются на новых условиях, федеральный законодатель фактически поставил таких граждан в неравное положение с гражданами, получившими жилье до указанной даты и, следовательно, сохранившими право на приватизацию в пределах общего срока действия норм о приватизации жилищного фонда.

Между тем единственным различием в условиях заключения договоров социального найма до и после 1 марта 2005 года является форма административного решения о предоставлении нуждающемуся гражданину жилого помещения: до 1 марта 2005 года оно предоставлялось на основании ордера, а после этой даты - на основании решения органа местного самоуправления. Данное различие носит формально-юридический характер и не является существенным, оно не влияет на правовой режим жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, и потому не предопределяет каких-либо его особенностей. Следовательно, и после 1 марта 2005 года правомочия по владению, пользованию и ограниченному распоряжению жилым помещением, занимаемым по договору социального найма, осуществляются на единых условиях для всех нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов независимо от времени их предоставления.

Конституционный Суд Российской Федерации, анализируя положения законодательства о приватизации жилищного фонда, пришел к выводу, что ограничение прав и свобод человека и гражданина путем определения круга объектов, не подлежащих приватизации, допустимо только в том случае, если обстоятельства, предопределяющие особенности правового режима жилого помещения, прежде всего его целевое назначение, исключают возможность передачи этого помещения в частную собственность (Постановление от 3 ноября 1998 года N 25-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации").

Из приведенной правовой позиции следует, что запрет на приватизацию тех или иных объектов государственного или муниципального жилищного фонда может быть обусловлен только особенностями правового режима данных объектов. Жилые помещения, полученные гражданами по договорам социального найма как до, так и после 1 марта 2005 года, были предоставлены из государственного или муниципального жилищного фонда, т.е. в период общего срока действия норм о бесплатной приватизации жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов правовой режим этих помещений является одинаковым, что не предполагает различий в правах, приобретаемых указанными гражданами.

3.2. Таким образом, установление в части первой статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции статьи 12 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации") запрета на бесплатную приватизацию жилых помещений, предоставляемых гражданам по договору социального найма после 1 марта 2005 года в пределах общего срока действия норм о приватизации жилищного фонда, не имеет конституционного обоснования и противоречит статье 19 (часть 2 ) Конституции Российской Федерации, согласно которой государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

И 100 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации постановил:

1. Признать не противоречащим Конституции Российской Федерации положение подпункта 1 пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2004 года "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", в соответствии с которым с истечением установленного законом срока утрачивают силу статьи 1 , 2 , 4 , 6 , 7 , 8 , 9.1 и раздел II Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", предусматривающие возможность бесплатной приватизации жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов для нанимателей этих помещений.

2. Признать не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статье 19 (часть 2 ), положение части первой статьи 4 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции статьи 12 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации"), в силу которого не подлежат бесплатной приватизации (в пределах установленного законом общего срока действия норм о приватизации жилищного фонда) жилые помещения, предоставленные гражданам по договорам социального найма после 1 марта 2005 года.

3. Дело граждан М.Ш. Орлова, Х.Ф. Орлова и З.Х. Орловой подлежит пересмотру в установленном порядке, если для этого нет иных препятствий.

4. Настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.

5. Согласно статье 78 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в "Российской газете" и "Собрании законодательства Российской Федерации". Постановление должно быть опубликовано также в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".


Конституционный Суд
Российской Федерации


Целью Закона является создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилище, а также улучшения использования и сохранности жилищного фонда.

Вступление в права собственности на жилище дает гражданам возможность эффективно вкладывать свои средства, осуществлять накопление недвижимой собственности, выступать с ней на рынке недвижимости, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим жилищем.

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1

Приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.

Статья 2

Граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте до 14 лет, передаются им в собственность по заявлению родителей (усыновителей), опекунов с предварительного разрешения органов опеки и попечительства либо по инициативе указанных органов. Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, передаются им в собственность по их заявлению с согласия родителей (усыновителей), попечителей и органов опеки и попечительства.

В случае смерти родителей, а также в иных случаях утраты попечения родителей, если в жилом помещении остались проживать исключительно несовершеннолетние, органы опеки и попечительства, руководители учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны (попечители), приемные родители или иные законные представители несовершеннолетних в течение трех месяцев оформляют договор передачи жилого помещения в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Договоры передачи жилых помещений в собственность несовершеннолетним, не достигшим возраста 14 лет, оформляются по заявлениям их законных представителей с предварительного разрешения органов опеки и попечительства или при необходимости по инициативе таких органов. Указанные договоры несовершеннолетними, достигшими возраста 14 лет, оформляются самостоятельно с согласия их законных представителей и органов опеки и попечительства.

Оформление договора передачи в собственность жилых помещений, в которых проживают исключительно несовершеннолетние, проводится за счет средств собственников жилых помещений, осуществляющих их передачу.

Статья 3. Утратила силу

Статья 3.1

В случае смерти одного из участников совместной собственности на жилое помещение, приватизированное до 31 мая 2001 года, определяются доли участников общей собственности на данное жилое помещение, в том числе доля умершего. При этом указанные доли в праве общей собственности на данное жилое помещение признаются равными.

Правила настоящей статьи применяются постольку, поскольку для отдельных видов совместной собственности федеральными законами не установлено иное.

Статья 4

Не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.

Статья 5. Исключена

Федеральный закон от 20.05.2002 N 55-ФЗ.

Статья 6

Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Статья 7

Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается.

В договор передачи жилого помещения в собственность включаются несовершеннолетние, имеющие право пользования данным жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность, или несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие право пользования данным жилым помещением.

Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Статья 8

Решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов.

Должностные лица, виновные в нарушении требований части первой настоящей статьи, привлекаются к ответственности в установленном порядке.

В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.

Статья 9. Утратила силу

Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ.

Статья 9.1

Граждане, приватизировавшие жилые помещения, являющиеся для них единственным местом постоянного проживания, вправе передать принадлежащие им на праве собственности и свободные от обязательств жилые помещения в государственную или муниципальную собственность, а соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления или уполномоченные ими лица обязаны принять их в собственность и заключить договоры социального найма этих жилых помещений с этими гражданами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.

Статья 10. Утратила силу

Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ.

Раздел II. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И УСЛОВИЯ

ПРИВАТИЗАЦИИ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ

Статья 11

Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

Несовершеннолетние, ставшие собственниками занимаемого жилого помещения в порядке его приватизации, сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде после достижения ими совершеннолетия.

Статьи 12 - 15. Утратили силу. - Закон РФ от 23.12.1992 N 4199-1.

Статья 16

Приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда в порядке, установленном жилищным законодательством Российской Федерации.

Статья 17

Органы государственной власти или органы местного самоуправления, предприятия, учреждения вправе выкупать у граждан с их согласия жилые помещения, принадлежащие им на праве собственности, с целью более рационального их перераспределения.

Начало 2020 года ознаменовалось радостным событием для всех нанимателей социального жилья – был принят закон о бессрочной приватизации жилья (). Жилищная приватизация теперь не только бесплатная, но и бессрочная.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Это означает, что каждый житель страны, постоянно проживающий на государственных или муниципальных квадратных метрах, имеет возможность в установленном законом порядке инициировать переход прав собственности.

В этой статье рассмотрим, действительно ли принят такой закон, будет ли он выгоден простым гражданам, сделали ли его бессрочным навсегда или только хотят сделать.

Что значит

Приватизация жилья – уникальное явление, определяющее добровольную передачу государственного или муниципального имущества в руки частных лиц.

Основными принципами разгосударствления жилищного фонда страны являются:

  • безвозмездность – приватизация квартир, домов и иных жилых помещений происходит бесплатно, то есть не нужно выплачивать государству стоимость преданной в собственность недвижимости;
  • добровольность – у каждого россиянина есть право самостоятельно решать хочет ли он стать собственником жилья или же остаться нанимателем;
  • единократность – только один раз в жизни можно использовать право на бесплатную приватизацию, во всех остальных случаях придется выкупать недвижимость за деньги.

Законодательство

Основу жилищной приватизации в Российской Федерации теперь составляют:

  • Жилищный Кодекс РФ ();
  • Гражданский Кодекс РФ;

Именно последняя законодательная норма в этом списке сделала возможным то, о чем раньше невозможно было и мечтать – бессрочная, бесплатная жилищная приватизация.

Кому пойдет на пользу

Свежие новости о принятии законопроекта о бессрочной приватизации порадовали в первую очередь простых россиян, которые:

  • проживают в ветхих и аварийных жилых помещениях;

    Для тех, кто ожидает переселения в новое, отвечающее всем санитарным нормам и требованиям безопасности жилье, бессрочная приватизация стала отличной возможностью получить собственное жилье, не ущемляя свои гражданские и конституционные права ().

  • недавно стали полноправными россиянами;

    Жители полуострова Крым имеют право воспользоваться процессом разгосударствления жилищного фонда Российской Федерации так же как и все остальные жители Российской Федерации.

  • проживают в общежитиях.

    Приватизация такого вида жилья в основном происходит в судебном порядке и тянется длительное время, бессрочная приватизация позволяет им спокойное довести начатое до конца.

Очевидно, что решение о бессрочной приватизации жилья для всех после 1 марта 2020 года в первую очередь будет выгодно тем, кто не по своей вине не смог или не успел приватизировать недвижимость в период действия в его предпоследней редакции.

Видео: последние новости

Плюсы и минусы для государства

С точки зрения государства, приватизация всегда была спорным мероприятием.

Количество плюсов зачастую перевешивала отрицательные моменты и наоборот, много раз рассматривался вопрос о прекращении и о продлении приватизации.

Рассмотрим, что означает жилищное разгосударствление для страны:

1. Положительные моменты. Основными преимуществами приватизации для государств являются:

  • увеличение налоговой базы;

    Чем больше объектов недвижимости переходит в частные руки, тем выше процент собираемости налогов и наполняемости государственного бюджета.

  • отсутствие расходов на капитальный ремонт;

    Приняв в собственность жилье, граждане обязаны самостоятельно нести бремя капитального ремонта всего здания в целом.

  • сокращение расходов на содержание муниципального жилья.

    Отсутствие на балансе муниципалитета большого количества социального жилья, высвобождает большие денежные потоки, которые могут быть использованы на другие нужды субъекта Федерации.

2. Недостатки. К основным недостаткам разгосударствления жилищного фонда можно отнести:

  • сокращение социального жилья;

    Итоги приватизации за прошедшие годы показали, что уже более 80% муниципального и государственного жилья переведено в частную собственность, это существенно нарушает права тех, кто действительно нуждается в получении социального жилья.

  • тенденцию к деприватизации;

    Возвращение недвижимости обратно в государственную или муниципальную собственность символизирует о том, что институт приватизации уже исчерпал себя.

  • замедление развития рынка арендного жилья и некоммерческого найма.

    Предоставляя жилье гражданам, муниципалитет постоянно оказывается в ситуации, когда «из-под носа уходят» квадратные метры и невозможно наладить сферу арендного жилья в нужных пропорциях.

Когда началась и когда закончится

Возможность получить от государства жилье в частную собственность россияне получили еще в далеком 1991 году и уже 25 лет граждане Российской Федерации бесплатно получают от государства жилые квадратные метры (). За эти годы бесплатная приватизация неоднократно продлевалась, чтобы все желающие могли успеть воспользоваться своим правом.

Именно в этот день жилищная приватизация должна была стать платной. То есть для того, чтобы получить от государства жилье, необходимо было бы за это заплатить.

Но с принятием закона за номером все изменилось. Теперь крайнего срока не существует. Хотя многие политологи считают, что после очередных президентских выборов в 2018 году можно ждать других решений, касательно бесплатной и бессрочной приватизации.

Порядок

Порядок оформления государственной или муниципальной квартиры представляет собой несколько этапов, основными из которых являются:

  • сбор необходимых документов;
  • посещение различных государственных учреждений (БТИ, Жилищная инспекция, местная администрация и т.д.) с целью написания заявлений на приватизацию и получения справок, выписок и т.д.;
  • подача документов;
  • подписание договора о приватизации;
  • регистрация права собственности в органах Росреестра.

Сбор документов

Для того чтобы стать полноправным владельцем квартиры, понадобиться собрать немалое количество документов:

  • ордер или договор социального найма на жилое помещение, в котором вы проживаете (можно получить в местной администрации);
  • кадастровый паспорт (получают в БТИ);
  • справка о неучастии в приватизации ранее;
  • справка о составе семьи (в местной администрации или МФЦ);
  • выписка из ЕГРП о недвижимости, подлежащей приватизации;
  • согласие всех жильцов, проживающих в квартире (или нотариальный отказ в пользу кого-либо);
  • выписка с лицевого счета.

За что придется заплатить

Сама жилищная приватизация проводиться совершенно бесплатно, то есть вам не придется компенсировать государству потерю им жилого помещения. Но вот получение каких-либо отсутствующих у вас документов, обойдется «в копеечку».

Как понять, за что надо платить, а за что нет:

  • кадастровый паспорт – госпошлина за получение этого документа составляет 200 рублей для физических лиц и 600 рублей для юридических ();
  • выписка из ЕГРП – обойдется гражданам в 200 рублей , а учреждениям и организациям – 600 ;
  • судебные расходы – в случае приватизации квартиры через суд (), для получения судебного решения придется пройти долгий путь, который сопряжен с финансовыми тратами (от 500 до 5000 рублей );
  • нотариальный отказ жильцов – в зависимости от количества человек, отказывающихся от приватизации стоимость подобной услуги может выйти в очень приличную сумму (средняя стоимость одного отказа составляет 950 рублей ).

Куда стоит обратиться

При проведении приватизации невозможно обойтись без визита в следующие организации и государственные учреждения:

Вопросы

После принятия закона о бессрочной приватизации () у граждан появилось множество вопросов, связанных с использованием своего права на получения жилья от государства.

Бессрочная приватизация жилья после 1 марта 2020 года

После 1 марта 2020 года (вступление в силу ) жилищная приватизация будет продолжена в штатном режиме. Бессрочность не меняет каких-либо других обязательных параметров.

Садового участка

Госдума приняла закон о бессрочном продлении бесплатной приватизации жилья для россиян. Сигнал принять закон в таком виде пришел от президента, заявил спикер Вячеслав Володин

Госдума в пятницу, 10 февраля, одобрила поправки в закон о введении в действие Жилищного кодекса, которые позволяют бессрочно продлить действие программы бесплатной приватизации жилья для россиян. Законопроект принят единогласно — за него проголосовали 413 депутатов, передает корреспондент РБК.

Сигнал принимать закон о бессрочной приватизации «пришел от президента» России, заявил спикер Думы Вячеслав Володин. По его словам, было услышано мнение всех думских фракций, а единороссы все последнее время «прорабатывали этот вопрос с правительством».

Принятие решения о бессрочной приватизации — «это праздник», заявил лидер ЛДПР Владимир Жириновский. Но людям нужно объяснить, что они могут не приватизировать жилье, тогда вся ответственность за его содержание, в том числе по капитальному ремонту, ляжет на власти, а не на них самих, отметил Жириновский. «Может быть, кому-то и не надо будет это делать, потому что родственники будут желать досрочно получить завещание в их пользу. И потом бабушки и дедушки умирают досрочно, видя как родственники ждут, когда освободится жилье», — предупредил он.

Согласно действующему закону бесплатная приватизация 1 марта 2017 года. Ранее Дума в первом чтении приняла законопроект депутата-единоросса Александра Сидякина, который предполагал, что бесплатная приватизация лишь для некоторых категорий граждан — жителей Крыма, детей-сирот и жителей домов, признанных аварийными до 1 января 2012 года. Мнения о необходимости завершить массовую приватизацию в 2017 году придерживалось и правительство, говорил представитель Минстроя на заседании комитета Думы по ЖКХ.

Но ко второму чтению документа депутаты . Председатель комитета Думы по ЖКХ Галина Хованская объяснила это ажиотажем, возникшим в Москве и других городах после сообщений о скором завершении действия программы. Соавторы законопроекта — Сидякин, зампред комитета по ЖКХ Павел Качкаев, а также Хованская предложили продлить приватизацию для всех россиян до 2019 года.

Однако во вторник, 7 февраля, первый зампред фракции единороссов Андрей Исаев . Позже пресс-секретарь премьер-министра Дмитрия Медведева Наталья Тимакова сообщила, что инициатива бессрочного продления программы принадлежала именно ему. Владимир Путин «с самого начала» был сторонником бессрочной приватизации, сказал 8 февраля его пресс-секретарь Дмитрий Песков, отметив, что президент доводил свою точку зрения и до правительства.

Решение о бессрочном продлении принято из-за ежегодных «всплесков приватизации» незадолго до наступления даты завершения программы, пояснил на пленарном заседании Думы в среду, 8 февраля, Качкаев. «Чтобы люди более осознанно относились к приватизации, такое решение было принято», — добавил депутат.

У решения о бессрочном продлении приватизации есть и позитивные, и негативные моменты, считает первый замруководителя фракции единороссов Андрей Исаев. Один из минусов депутатам называл замглавы Минстроя Никита Стасишин. Дело в том, что продление права граждан на приватизацию жилья приводит к постоянному сокращению государственного и муниципального фонда, который мог бы быть предоставлен очередникам и другим нуждающимся, и мешает властям реализовывать некоторые госпрограммы — в частности, программу развития арендного жилья, говорил чиновник. Решения проблем, связанных с бессрочным продлением приватизации, у властей пока нет, говорили ранее РБК собеседники в Госдуме.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы