Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы

Права человека—явление многостороннее, очень непросто создать их единую классификацию. Поэтому, как и любое другое сложное понятие, права человека принято делить и классифицировать по различным основаниям, в зависимости от тех или иных факторов. Такими основаниями могут быть степень общности прав, носители прав (т.е., те, для кого эти права предназначены), сферы направленности, процедуры защиты и т.д. При этом, сам термин «права человека» предусматривает наличие общих основополагающих гуманистических принципов, таких как свобода, справедливость, равноправие, уважение человеческого достоинства, толерантность.

Права человека делятся на индивидуальные и групповые, различаются по времени возникновения (поколения прав человека), по сферам жизнедеятельности (личные, политические, экономические, социальные и культурные); отдельно выделяют «права» и «свободы» человека, основные (фундаментальные) и иные права человека. Все это образует каталог прав человека .

Система прав человека состоит из множества элементов, взаимодействующих и пересекающихся между собой, иногда конфликтующих внутри системы. Таким образом, отнесение определенного права к какой-то группе либо категории часто носит условный характер. Одно и то же право может одновременно принадлежать нескольким категориям. Права человека—очень динамичная материя, она изменяется и развивается вместе с обществом, поэтому теоретически не может существовать какого-либо исчерпывающего перечня прав и свобод. Ведь необходимость в установлении и признании новых прав или свобод может возникнуть как следствие различных процессов, происходящих в обществе и в государстве. Косвенным подтверждением этого служит тот факт, что подход к пониманию даже существующих, формально закрепленных прав и свобод, много раз менялся за последние 50 лет, значительно расширялось содержание отдельных прав.

Хотя теория прав человека предусматривает многообразие классификаций и подходов, международное право устанавливает необходимость юридического закрепления как перечня прав и свобод человека, так и их единой классификации. Основные международные документы по правам человека делят права человека на гражданские (личные), политические, экономические и социально-культурные (по сфере общественной жизни, к которой они относятся). (Международный Пакт о гражданских и политических правах (1966г.) и Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966г.) Перечень прав и свобод, закрепленный в этих документах, является, в некотором смысле, исчерпывающим, т.к. нарушением признается только действие, направленное против одного из прав, указанных в документе. Таким образом, здесь можно говорить о юридической классификации прав человека.

В теории и практике прав человека преобладает концепция универсальности прав и свобод, т.е. признание их едиными, объективными и неделимыми. В Преамбуле к Международному Пакту об экономических, социальных и культурных правах сказано: «…идеал свободной человеческой личности, свободной от страха и нужды, может быть осуществлен только, если будут созданы такие условия, при которых каждый может пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами, так же как и своими гражданскими и политическими правами…» Таким образом, официально утверждается принцип взаимосвязанности всех групп прав, указывается на невозможность соблюдения основополагающих принципов, отдавая предпочтение какой-либо одной категории прав.

Хотя современный подход к классификации прав человека отвергает деление прав и свобод по степени важности, в научных кругах (в частности, российских) ведутся споры о том, какие права являются более значимыми, более ценными. К таковым традиционно относят гражданские и политические права, закрепляя за ними приоритет над социально-экономическими правами. И все же, в последнее время в теории прав человека подобная полемика признается бесперспективной. Это обуславливается тем, что придание значимости одной группе прав автоматически означает «принижение» роли других, что недопустимо.

Первым следует рассмотреть деление прав на личные (гражданские), политические и социально-экономические и культурные права. Такая классификация принята в российской международно-правовой доктрине, а также в доктринах международного права многих других государств.

К личным правам относят право на жизнь, достоинство, личную неприкосновенность, свободу от рабства, свободу от пыток и иного насилия и принуждения, право на имя, честь, частную жизнь, неприкосновенность жилища, свободу совести и вероисповедания, свободу вступления в брак и создания семьи и некоторые другие. Эта группа прав характеризуется возможностью максимально расширительного толкования их содержания. В юридических актах то или иное личное право просто обозначается, оставляя за субъектом возможность самому решать, что в него входит. В случае нарушения такая возможность появляется еще и у суда. Необходимо отметить, что исчерпывающий перечень ограничений личных прав и свобод устанавливается, как правило, законодательным актом самого высокого уровня. В России эти ограничения установлены Конституцией.

Политические права (или, лучше сказать, политические свободы) включают в себя свободу слова и убеждений, свободу информации, свободу собраний, ассоциаций, право на объединение и проведение публичных акций, право на участие в управлении делами государства и референдуме, избирательные права, право на критику государственной власти, право на равный доступ к государственной службе и т.д. Политические права направлены на реализацию возможности участвовать в политической жизни общества, формировать и осуществлять государственную власть, воздействовать на нее, организовывать местное самоуправление. Посредством политических прав реализуется взаимодействие между гражданином и государством.

В отличие от личных прав, принадлежащих всем индивидам, независимо от наличия или отсутствия каких-либо специальных признаков, всей совокупностью политических прав в государстве обладают только его граждане. Иностранцы и апатриды (люди без гражданства) наравне с гражданами пользуются лишь частью политических прав и свобод, например, свободой слова и убеждений, свободой информации. Степень допустимости реализации ими остальных политических прав специально прописывается в законе. Кроме того, политические права и свободы могут быть ограничены гораздо более существенно, чем личные права. Как международное, так и российское законодательство устанавливает достаточно большое число оснований для их ограничения (чрезвычайное положение, военные действия, «соблюдение интересов безопасности государства» и пр.).

Социально-экономические права связаны, в первую очередь, с его социальными отношениями с государством и обществом и направлены на обеспечение достойного жизненного уровня людей. Социально-экономические права направлены, в основном, на поддержку социально-незащищенных и слабо защищенных слоев населения, а также на защиту человека в его экономической и социальной деятельности. К этим правам относятся права в сфере труда, занятости, социального обеспечения, здравоохранения, образования и пр. В отличие от личных и политических прав, социально-экономические права нельзя с уверенностью назвать универсальными, т.к. часто они относятся лишь к определенным категориям населения. Многие социально-экономические права носят декларативную форму и не могут быть обеспечены судебной защитой, поэтому их часто рассматривают как моральные, а не позитивные. В законодательстве зарубежных стран социально-экономические права составляют отдельные главы в виде «принципов» или «директив». Тем не менее, защита этих прав все же осуществляется, при этом защите подлежат не общие формулировки, а права, производные от конституционных принципов (например, право не на труд, а на его оплату). Рекомендательный характер, который носят социально-экономические права в законодательстве многих стран связан с тем, что для их успешной реализации необходим определенный уровень финансового благосостояния государства. Поэтому в документах, закрепляющих те или иные социально-экономические права, чаще всего можно встретить такие формулировки, как «достаточный жизненный уровень», «справедливые и благоприятные условия труда» и т.п.

Как уже говорилось выше, широко распространена теория преобладания гражданских и политических прав над социально-экономическими. Суть такого подхода состоит следующем. Поскольку социально-экономические права обладают меньшими гарантиями реализации и защиты, в том числе судебной, и поскольку эта группа прав относится к способам получения индивидом помощи от государства (в отличие от гражданских и политических, являющихся способом ограждения и защиты индивида от произвола государства), постольку категорию социально-экономических прав следует считать «мнимыми». Согласно данной концепции, социально-экономические права являются даже не правами, принадлежащими человеку, а определенными принципами деятельности государства.

В настоящее время такие взгляды находят все меньше поддержки. Получает признание концепция взаимосвязанности всех видов прав. Значение приобретает не происхождение тех или иных прав, а средства и способы, используемые для обеспечения достойной и защищенной жизни человека. В пользу социально-экономических прав говорит и тот факт, что большинство государств-членов ООН, а также все государства-члены Совета Европы несут обязательства по обеспечению благоприятных условий жизни своих граждан.

В литературе часто выделяют еще одну группу прав. Это так называемые «процессуальные права». Так, в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод содержится три группы прав. К первой группе (если исходить из количественных показателей) относят «судебные гарантии», или процессуальные права. Это не только права лица на стадии судебного разбиратель­ ства, а также все права и гарантии лица, оказавшегося в сфере юс­ тиции и деятельности правоохранительных органов. В обобщенном виде в Конвенции это названо “право на свободу и безопасность” и “справедливое судебное разбирательство”.

Сюда относятся:

– право лица в случае ареста или задержания незамедли тельно предстать перед судом для рассмотрения вопроса о закон­ ности ареста или задержания (принцип habeas corpus );

право лица на компенсацию в случае незаконного ареста или задержания;

запрет содержания лица под стражей без достаточных ос­ нований в период предварительного следствия;

– запрет бесчеловечного, унижающего достоинство обраще­ ния с лицом, содержащимся под стражей;

– запрет лишения свободы за невыполнение договорного обязательства;

– право беспрепятственного доступа к правосудию;

– право на независимый и беспристрастный суд;

– гарантия равенства сторон судебного процесса и принци па состязательности;

– право на гласность судебного процесса;

– право на судебное разбирательство в разумный срок;

– право обвиняемого на защиту, включая право на назна­ чение при отсутствии у него средств бесплатного защитника;

– право на бесплатного переводчика при невладении языком процесса;

– презумпция невиновности;

– запрет смертной казни в мирное время;

– запрет повторного осуждения и наказания за одно и то же деяние (non bis in idem );

– запрет обратного действия нового уголовного закона или уголовного закона, утяжеляющего наказание;

– право на пересмотр приговора или меры наказания выше­ стоящей судебной инстанцией;

– право на компенсацию в случае судебной ошибки.

Вторую группу прав составляют личные права, а третью—политические. Права, входящие в эти группы, рассмотрены выше. Социально-экономические и культурные права в Конвенции не закреплены. Процессуальные права закреплены также и в Конституции РФ.

Позитивные и негативные права. В связи с делением прав на личные, политические и социально-экономические интересно рассмотреть различие так называемых позитивных и негативных прав . Под позитивным правом понимают собственно право , т.е. возможность требовать от государства определенных действий, направленных на реализацию потребностей человека. Для реализации позитивного права необходимы, помимо воли субъекта-носителя прав, своего рода «услуги» со стороны власти.

К позитивным правам можно отнести большую часть социально-экономических и культурных прав: право на социальную и медицинскую помощь, право на образование, право на приобщение к культурным ценностям и пр., а также некоторые политические, такие, например, как право на получение информации и право на справедливый суд. Все эти права государство должно предоставить индивиду.

Негативное право можно также выразить понятием «свобода», оно определяется волей субъекта-носителя прав. Фактически, это право на невмешательство со стороны государства в определенные сферы жизнедеятельности человека (принцип laissez faire ). Например, свобода слова не требует каких-либо действий со стороны государства, скорее, наоборот, предполагается, что власть никаким образом не будет вмешиваться в ход реализации этого права. Помимо свободы слова, к негативным правам относятся большинство личных и политических прав, а также некоторые экономические и культурные (право собственности, свобода предпринимательства, свобода творчества). При этом право на жизнь можно отнести одновременно как к позитивным (обязанность государства устанавливать ответственность за убийство и преследовать лиц, убийство совершивших), так и к негативным правам (государство не может произвольно лишить жизни индивида, например, применять внесудебные казни).

Поколения прав человека

Примерно с 1975 года (с момента подписания Хельсинкского акта) в международной практике получает распространение концепция «трех поколений» прав человека, разделяющая все права на три группы, по времени возникновения.

Первым поколением считаются либеральные ценности, сформулированные процессе буржуазных революций XVIII века, конкретизированные позднее в законодательстве и практике демократических государств. Это, в первую очередь, личные (гражданские) и политические права. Эти права являлись негативными , т.е. обязывали государство воздерживаться от вмешательства в сферу личной свободы и создавать условия для участия граждан в политической жизни.

Второе поколение прав человека «проявилось» в процессе борьбы с экономическим неравенством за материальное благополучие, повышение культурного статуса. Это уже были преимущественно позитивные права, для их реализации необходима была активная деятельность государства. К правам второго поколения относят, в основном, социально-экономические права. Первые идеи социального реформирования общества, призванного сократить «расстояние» между богатыми и бедными выдвигаются в конце XIX —начале ХХ вв. Так, например, в 1881г. Манифестом кайзера в Германии была установлена единая система социального обеспечения в сфере социального страхования. В Веймарской Конституции 1919 г. закреплялось право добывать себе содержание трудом (правда, в послевоенной Германии обеспечение этого права было практически невозможным), право на социальное страхование в случае старости, болезни и т.д. Ст. 151 Конституции гласила: «Строй хозяйственной жизни должен соответствовать началам справедливости и целям обеспечения для всех существования, достойного человека». Схожие положения содержались в Конституции Мексиканских Соединенных Штатов 1917г., Конституции Испанской Республики 1931г. Широчайший перечень социально-экономических прав закреплялся и в Конституции СССР 1936г. Глава XI закрепляла право на труд, право на отдых, образование, социальное обеспечение.

Третье поколение прав человека начинает формироваться после второй мировой войны и окончательно складывается как отдельная группа к 70-м годам ХХ в. По своей структуре это права коллективные, явившиеся результатом борьбы за национальные суверенитеты. Часто эту группу прав называют «правами солидарности»: это право на мир, на развитие, на здоровую окружающую среду, а также право на коммуникацию. «Коллективность» этих прав обуславливается тем, что они принадлежат и могут осуществляться уже не конкретным индивидом, а целыми народами, нациями и т.д.

Третье поколение прав человека не только стало катализатором появления новых групп коллективных прав, но и привело к идее взаимозависимости индивидуальных и коллективных прав. Эта идея нашла свое отражение в Международных пактах о правах человека. Позднее к третьему поколению начали относить права отдельных групп (детей, инвалидов, безработных, потребителей, сексуальных меньшинств и пр.), а также «новые права», появившиеся под влиянием меняющихся общественных отношений. К этим правам относятся, например, право на эвтаназию, право на сон, право на отказ от воинской службы, на индивидуальный стиль жизни и пр. Многие авторы, правда, отвергают само понятие «новых прав», считая их просто различными проявлениями прав первого и второго поколений.

Индивидуальные и коллективные права

Еще одно деление прав—на индивидуальные и коллективные, производится по кругу субъектов-носителей. Индивидуальное право—это право, принадлежащее отдельно взятому субъекту. Коллективные права принадлежат и реализуются группой, общностью людей.

Если индивидуальные права — естественные, принадлежащие каждому от рождения, то коллективные права естественными не являются, т.к. они формулируются в процессе становления интересов конкретного коллектива, общности. Коллективные права — это не сумма индивидуальных прав, принадлежащих каждому участнику коллектива. Они имеют свойства, которые определяются целями и интересами коллектива.

Некоторые из коллективных прав могут реализовываться как группой, так и индивидом, принадлежащим к данной группе, а другие — только групповыми действиями. Коллективные права никогда не должны вступать в конфликт с индивидуальными, подавлять их. Часто противоречия между индивидуальными правами человека и правами народов, наций, национальных меньшинств являются причинами межнациональных конфликтов, где на первое место выдвигаются право на суверенитет, на самоопределение. Но право народа на самоопределение неотделимо от полного и неограниченного осуществления всех прав индивида, и легитимность этого коллективного права подтверждается либо опровергается отношением самоопределяющегося народа к праву каждого отдельного человека, независимо от его убеждений, национальной принадлежности и т.д. В этом смысле права отдельного человека стоят выше коллективных прав народа. Хотя при нормальном развитии процессов самоопределения проблема соотношения индивидуальных и коллективных прав не возникает. Международно-правовые нормы устанавливают неделимость и равнозначность прав индивида и прав народа на самоопределение, дают основу для их сбалансированного развития.

Международные стандарты в области прав человека

Под международными стандартами в области прав человека понимаются международно-правовые нормы, закрепляющие и развивающие принципы прав человека. В первую очередь, это обязательства государств предоставлять индивидам основополагающие права и свободы и не предпринимать действий, посягающих на эти права и свободы, не допускать какой-либо дискриминации, а также пресекать действия, нарушающие права человека. Помимо этого, устанавливается ответственность государств за невыполнение своих обязательств, определяются международные механизмы защиты прав человека.

Стандарты делятся на универсальные, т.е. признанные во всем мире (как правило, это нормативные акты, принятые ООН) и региональные, действие которых распространяется на определенный регион, обычно на территории какого-либо межгосударственного объединения (Совет Европы , Европейский Союз, СНГ и пр.) Региональные стандарты часто бывают более конкретными, предусматривающими более строгую ответственность в рамках межгосударственного объединения для государств-нарушителей этих стандартов.

Международные стандарты бывают в виде деклараций, международных договоров (пакты и конвенции), резолюций международных организаций, руководящих принципов. Декларации принимаются обычно итоговым документом совещаний межгосударственных органов (например, резолюцией Генеральной ассамблеи ООН) и не имеют обязательной силы. Декларация—это свод принципов , определяющий дальнейшее направление развития международных отношений в определенной сфере. Государство может стараться приводить свое законодательство в соответствии с декларацией, но не обязано это делать.

Основу международно-правовых норм в области прав человека составляют международные договоры (соглашения) — пакты и конвенции .Эти формы международно-правовых актов носят общеобязательный характер для всех государств, их ратифицировавших или к ним присоединившихся. На основе договоров создаются специализированные международные органы для контроля за соблюдением условий соглашений. Так, в рамках ООН функционируют так называемые конвенционные органы—шесть комитетов, созданные на основании шести основных международных договоров ООН:

Комитет по правам человека (1968)

– Комитет по расовой дискриминации (1970)

– Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин (1982)

– Комитет по экономическим, социальным и культурным правам (1985)

– Комитет против пыток (1988)

– Комитет по правам ребенка (1990)

В рамках Совета Европы действует Европейский Суд по правам человека орган, призванный восстанавливать нарушенные права, созданный в соответствии с Конвенцией о защите прав человека и основных свобод. Также выделяются основополагающие документы в области прав человека. К ним относятся Устав ООН, Международный Билль о правах человека, Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод и Европейская социальная хартия.

Устав ООН не содержит конкретного перечня гарантированных индивиду основных прав и свобод. Тем не менее, этот документ стал одним из первых важнейших международно-правовых актов, в котором поставлен вопрос о необходимости универсального обеспечения прав личности, закреплен принцип всеобщего уважения прав и свобод всех людей и каждого человека, исключающего какую-либо дискриминацию. Уже в преамбуле Устава говорится о решимости Объединенных Наций утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности. В ст.1 Устава принцип уважения достоинства личности, защита прав и основных свобод человека провозглашен наряду с такими задачами, как поддержание международного мира и безопасности, а также развитие дружественных отношений между нациями, в качестве основополагающей цели деятельности ООН. Пункт «с» ст.55 обязывает государства содействовать «всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола языка и религии».

Одним из главных достижений стало то, что Устав ООН заложил основы для вывода проблемы соблюдения прав человека из-под исключительной внутренней юрисдикции государства и создал предпосылки для эффективного регулирования этого вопроса непосредственно международным правом.

Международный билль о правах человека включает в себя: Всеобщую декларацию о правах человека (1948), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966), Международный пакт об экономических и социальных правах (1966), Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах (1966), второй Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни (1989).

Всеобщая декларация прав человека была принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948г. В ней был закреплен широкий перечень гражданских, политических, социально-экономических и культурных прав. В Декларации отражен естественный характер прав человека, в ст.1 говорится: «все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и своих правах». Всеобщая декларация прав человека носит лишь рекомендательный характер. Но одним из источников международного права является обычай, т.е. сложившаяся практика государств в определенной сфере, которая постепенно начинает признаваться в качестве обязательной и оформляться в виде правовых норм. Таким образом, положения Декларации стали для большинства современных государств обязательными, найдя свое отражение в законодательстве этих стран. Во многих конституциях содержатся непосредственные ссылки на Декларацию, ее положения включены во все основные законодательные акты. Суды многих государств признают и используют положения Декларации. Так, в частности, Пленум Верховного Суда РФ в своем постановлении №8 от 31 октября 1995г. рекомендовал всем российским судам прямо ссылаться на Всеобщую декларацию прав человека в решениях по соответствующим делам.

Принятие в 1966г. Пактов о правах человека стало новой вехой в развитии международного права. Впервые индивид стал субъектом не только внутригосударственного, но и международного права. В соответствии с положениями Пактов, все лица, проживающие в государстве-участнике пактов или на которых распространяется юрисдикция этого государства, получают возможность пользоваться правами, предусмотренными пактами, без различия по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. Все государства-участники обязаны привести национальное законодательство в соответствие с нормами Пактов. Кроме того, в соответствии с Факультативным протоколом №1 к Пакту о гражданских и политических правах, гражданин любого государства-участника пакта, подписавшего Протокол, может обращаться непосредственно в Комитет по правам человека при ООН за защитой своих прав.

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950г . закрепляет право гражданина обращаться в первый наднациональный судебный орган—Европейский Суд по правам человека. Причем ответственность государств за невыполнение решений суда предусмотрена гораздо более строгая, чем Первым факультативным протоколом к Пакту о гражданских и политических правах за невыполнение рекомендаций Комитета по правам человека при ООН.

Европейский суд по правам человека рассматривает дела по нарушениям только тех прав, которые записаны в Конвенции. Но поскольку формулировки бывают слишком общие, Суд наделен правом толкования положений Конвенции, при этом его решения являются прецедентными. Это означает, что при рассмотрении похожих дел в будущем следует руководствоваться не прямо положениями Конвенции, а тем их значением, который был раскрыт в прецедентных решениях. Таким образом, более, чем за 50 лет деятельности Суда, содержание прав, записанных в Конвенции, было значительно расширено и конкретизировано решениями Суда. Следует добавить, что основным условием подачи жалобы как в Комитет по правам человека при ООН, так и в Европейский суд по правам человека, является исчерпание всех внутригосударственных средств правовой защиты.

В российской правовой системе международные нормы имеют приоритет над внутренним российским законодательством (Ст. 15 Конституции РФ). Под этим подразумевается, что в случае противоречия между федеральным законом или иным нормативным актом и положениями международного договора, применяются положения международного договора, ратифицированного Россией. При этом, верховенство все же остается за Конституцией РФ. Подобный подход характерен для многих современных государств.


Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, заключен 19.12.1966 в Нью-Йорке.// Ведомости ВС СССР. 28 апреля 1976 г. N 17. Ст. 291

Права человека// Под ред. Е.А.Лукашевой, М.: «Норма», 2001, с.137

Права человека// Под ред. Е.А.Лукашевой, М.: «Норма», 2001, с.143

Устав ООН подписан 26 июня 1945 года в Сан-Франциско на заключительном заседании Конференции Объединенных Наций по созданию Международной Организации и вступил в силу 24 октября 1945 года. Офиц. издание ООН, 1968г.



Какие группы прав человека существуют? Обществознание 7 класс и получил лучший ответ

Ответ от Nadiezhda[гуру]

Личные права:
· право на жизнь;








●Политические права:
· право на свободу мысли и слова;







●Социальные, экономические и культурные права:


· право на труд;
· право на отдых;
· право на образование;
· право на забастовку;
· право на жилище;


· право на землю;




да.

Ответ от Максим литвин [новичек]
Основные (конституционные) права человека и гражданина условно разделяют на три группы.
?Личные права:
· право на жизнь;
· право на свободу и личную неприкосновенность;
· право на неприкосновенность частной жизни;
· право на неприкосновенность жилища;
· право на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства;
· право определять и указывать свою национальную принадлежность;
· право на пользование родным языком;
· право на свободу совести и вероисповедания;
· право на свободу мысли и слова;
· право на свободную защиту своих прав и юридическую помощь;
?Политические права:
· право на свободу мысли и слова;
· свобода печати и информации;
· право на создание общественных объединений;
· право на проведение собраний, митингов и демонстраций;
· право участвовать в управлении делами государства;
· право избирать и быть избранным в органы государственной власти и управления;
· равный доступ к государственной службе;
· право участвовать в отправлении правосудия;
· право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления;

· право частной собственности;
· право на свободное предпринимательство;
· право на труд;
· право на отдых;
· право на образование;
· право на забастовку;
· право на жилище;
· право на медицинское обслуживание;
· право на социальное обеспечение;
· право на землю;
· право на охрану и помощь семье;
· право на благоприятную окружающую среду.
- Культурные права обеспечивают духовное развитие личности: право на участие в культурной жизни, на доступ к культурным ценностям, свободу творчества и др.
Каждый человек, появившись на свет, уже обладает правами, равными правам другого человека.


Ответ от Funny [новичек]
Основные (конституционные) права человека и гражданина условно разделяют на три группы.
?Личные права:
· право на жизнь;
· право на свободу и личную неприкосновенность;
· право на неприкосновенность частной жизни;
· право на неприкосновенность жилища;
· право на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства;
· право определять и указывать свою национальную принадлежность;
· право на пользование родным языком;
· право на свободу совести и вероисповедания;
· право на свободу мысли и слова;
· право на свободную защиту своих прав и юридическую помощь;
?Политические права:
· право на свободу мысли и слова;
· свобода печати и информации;
· право на создание общественных объединений;
· право на проведение собраний, митингов и демонстраций;
· право участвовать в управлении делами государства;
· право избирать и быть избранным в органы государственной власти и управления;
· равный доступ к государственной службе;
· право участвовать в отправлении правосудия;
· право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления;
?Социальные, экономические и культурные права:
· право частной собственности;
· право на свободное предпринимательство;
· право на труд;
· право на отдых;
· право на образование;
· право на забастовку;
· право на жилище;
· право на медицинское обслуживание;
· право на социальное обеспечение;
· право на землю;
· право на охрану и помощь семье;
· право на благоприятную окружающую среду.
- Культурные права обеспечивают духовное развитие личности: право на участие в культурной жизни, на доступ к культурным ценностям, свободу творчества и др.
Каждый человек, появившись на свет, уже обладает правами, равными правам другого человека.

Многообразие сфер и аспектов проявления субъективных прав и свобод обусловливает их различный характер и возможность классификации по определенным критериям. Остановимся на основных из них.

I. По сферам общественных отношений различают:

а) личные (гражданские) права - это возможности человека, предоставленные для обеспечения ее физической и морально-психологической индивидуальности.

Они служат гарантией индивидуальной автономности и свободы, средством защиты субъектов от произвола со стороны государства и других людей.

Среди них - право на жизнь, уважение к достоинству каждого, свобода и личная неприкосновенность, неприкосновенность жилища; тайна переписки и телефонных разговоров, свобода передвижения и свободный выбор места жительства (статьи 29-31, 35, 51-55 Конституции Украины), их назначением является обеспечение возможностей физического существования и духовного развития человека.

Это - естественные права человека, которые признаются и закрепляются государством, гарантирующие ей определенный уровень свободы и обеспечивают фактическую возможность распоряжаться собой, гарантируют невмешательство в индивидуальную жизнь.

Личная свобода гарантирует осознание социальной ценности человека и соответствующее отношение к другим людям, к обществу в целом. Правовое закрепление этой свободы дает возможность не только обеспечить осознанное отношение к ней субъекта, но и помешать абсолютизации обособленности человека.

Гражданские права и свободы возникают от рождения.

Они неотчуждаемы, т.е. не могут быть ограничены или отменены органами власти; не могут быть переданы или подарены другим субъектам; лицо не может отказаться от этих прав.

Именно по указанной группы прав в Конституции Украины установлены требования, согласно которым не должны приниматься законы, которые отменяли или изменяли бы гражданские права.

Это является важной гарантией незыблемости достоинства и свободы человека;

  • б) Политические права - возможности гражданина на участие в процессе принятия и реализации политических решений, деятельности элементов политической системы, формирования представительных органов власти. Именно к этой группе прав относятся права на:
  • а) Право свободу объединения в политические партии и общественные организации,
  • б) Право на участие в управлении государственными делами;

Право на собрания, митинги, шествия, демонстрации, на обращение в органы государственной власти и самоуправления, право каждого на свободу мысли и слова, право на свободное выражение взглядов и убеждений (статьи 34-40 Конституции Украины).

Приведенная группа прав обеспечивает возможности человека быть субъектом властных отношений.

Политические права и свободы человека определяют уровень политической свободы в обществе и обеспечиваются общественным и государственным строем.

Они связаны с формами реализации народовластия и политическим самоуправлением.

Границами осуществления политических прав является гармоничное сочетание общественных потребностей и личных интересов граждан. Осуществление политических прав имеет коллективный характер, поскольку способствует управлению государством.

Основным назначением этой группы прав являются:

  • - Обеспечение возможности граждан участвовать в управлении государством;
  • -Влияние на деятельность, как органов государства, так и органов местного самоуправления;
  • - Обеспечение участия граждан в деятельности общественных объединений;
  • - Использование прав на свободу мысли, слова, мировоззрения и убеждений, которые отражают действительный уровень демократичности общества и препятствуют авторитарного влияния на него со стороны государства;
  • в) Экономические права - это возможности распоряжаться предметами материального характера и получать средства для существования и развития. Таковы:
  • а) право частной собственности,
  • б) право на предпринимательскую деятельность,

в) право на пользование объектами права собственности украинского народа, государственной и коммунальной собственности.

Таким образом, назначением этой группы прав является содействие развитию инициативы в реализации способностей человека, получении средств существования путем свободного выбора работы и участия в производстве материальных благ.

Это - центральная разновидность прав и свобод, обеспечивают возможность:

  • - Создавать материальные ценности;
  • - Иметь собственность и распоряжаться ею;
  • - Обеспечивать материальные условия для существования и развития человека;
  • - Пользоваться природными объектами, относящихся к общегосударственной и коммунальной собственности и собственности украинского народа;
  • - Удовлетворять свои интересы в сфере интеллектуальной, научно-исследовательской и творческой деятельности;
  • г) Социальные права - возможности гражданина быть полноценным субъектом общественных отношений и обеспечения ему необходимых для развития и существования условий.

К этой группе относятся права: на труд, на забастовку, на отдых, социальную защиту, на жилье, достаточный жизненный уровень, на охрану здоровья, медицинскую помощь и медицинское страхование, право на безопасную окружающую среду.

Именно названные права определяют обязанности государства обеспечить каждому минимум средств к существованию, социальной обеспеченности и экологической безопасности.

Целью социальных прав являются:

  • - Обеспечение возможности зарабатывать себе на жизнь, на которую гражданин свободно соглашается и которую выбирает;
  • - Распоряжение субъекта своими способностями к творческой и продуктивной работы;
  • - Защита собственных экономических и социальных интересов путем забастовки;
  • - Предоставление возможности для отдыха;
  • - Обеспечение помощи государством в случаях, условиях и в порядке, предусмотренных действующим законодательством;
  • - Материальное обеспечение, социальное обслуживание, установление особых режимов по реализации социальных прав граждан;
  • - Обеспечение возможности на строительство жилья, приобретение его в собственность и аренду;
  • - Обеспечение достаточного для развития жизненного уровня, благоприятной окружающей природной среды;
  • д) Культурные права - это возможности сохранения и развития национальной самобытности человека, его духовного обогащения.

Среди них - право на образование; свободу литературного, художественного, научного и технического творчества, право на результаты интеллектуальной деятельности, право на свободу мысли и слова, право на информацию, право на свободу мировоззрения и вероисповедания.

Именно указанная группа прав непосредственно влияет на уровень духовного развития личности и обеспечивает необходимые условия для создания и использования духовных достижений человечества.

По своей сути культурные права является мерой духовности, которую государство гарантирует лицу с учетом условий жизни и деятельности граждан и общества.

Духовные права обеспечивают:

  • - Возможность получения определенного уровня образования;
  • - Защита интеллектуальной собственности граждан;
  • - Развитие научных и технических исследований;
  • - Свободу личности от идеологического контроля, право самостоятельно определять для себя систему моральных и духовных ценностей;
  • - Возможность получать полную, непредвзятую, объективную информацию;
  • - Свободу мировоззрения и вероисповедания;
  • - Гарантированное использование достижений как национальной, так и мировой культуры.
  • а) физические права, обеспечивающие сохранение и развитие человека как составляющей социальной структуры общества и государства. Именно такой характер имеют право на жизнь, личную неприкосновенность, свободу передвижения, выбор места жительства, право на безопасную окружающую среду.
  • б) духовные права, которые обеспечивают реализацию нематериальных потребностей человека, связанных со сферой духовно-культурных отношений. Среди них - право на имя, честь, достоинство, на справедливый суд.

III. По статусу, т.е. степенью распространенности права классифицируются на:

а) общие, относятся в равной степени всем гражданам независимо от их социальной, профессиональной или иной принадлежности.

Именно такими являются конституционные права, которые реализуются на принципах равенства всех субъектов общественных отношений.

б) специальные права, которые отражают специфику статуса различных групп населения.

Они дополняют, развивают и конкретизируют общие права и не могут им противоречить.

Такими, к примеру, являются права молодежи, пенсионеров, военнослужащих, депутатов и т.п.

IV. По способу закрепления различают:

а) конституционные (основные) права, установленные и гарантированные основным законом государства, и имеют фундаментальный характер.

Они определяют реальную сущность государства, уровень развитости демократических институтов и положение человека в государстве;

б) Отраслевые, предусмотренные текущим законодательством и которые являются конкретизацией основных прав человека.

Они принимаются на их основе и подробнее определяют возможности субъектов в определенной сфере отношений. Так, права, предусмотренные КЗоТ Украины, расширяют и конкретизируют конституционное право на труд.

V. Согласно эволюции развития прав человека разделяют на:

  • а) права первого поколения, то есть политические, гражданские и личные права, провозглашенные первыми буржуазными революциями во Франции, Англии и США и закреплены соответствующими декларациями;
  • б) права второго поколения как комплекс социально-экономических прав, которые стали результатом воплощения общечеловеческих ценностей и социально-демократических идей и были закреплены в документах ООН;
  • в) права третьего поколения - это комплекс коллективных прав, выдвинутых странами, освободившимися от зависимости и определившие свою политику как миролюбивое, суверенную, независимую, основанную на принципах самоопределения и территориальной целостности.

В современной юридической литературе появились идеи о возможности выделения в отдельную группу прав четвертого поколения - прав человечества.

Среди них называют право на мир, экологические, информационные права, право на ядерную безопасность.

Основным назначением названных прав является обеспечение процесса выживания человечества как биологического вида, сохранение цивилизации и последующей социализации человечества.

VI. В зависимости от содержащихся в правах аспектов свободы их классифицируют на:

а) негативные права, определяемые как возможности человека требовать защиты от любого влияния, в том числе и государственного.

Они предотвращают нежелательным вмешательством в свободу личности, и является основой индивидуальной свободы.

Эти права абсолютные и обеспечивают возможности независимости от власти (свобода вероисповедания, права на собственность, личную свободу и неприкосновенность, свободу слова и т.д.), а также возможности на участие во власти (избирательное право, право обращаться в органы государства и органов местного самоуправления, на участие в управлении государственными делами);

б) положительные права обеспечивают возможности субъектов на улучшение своего положения и повышение культурного статуса.

Они обеспечиваются государством и зависят от степени ее развития и сущности. Как правило, эту группу составляют экономические, культурные и социальные права.

К ним относятся право на образование, свободу творческой деятельности, право на социальную безопасность, на охрану здоровья и безопасную окружающую среду.

Реализация положительных прав сложнее, поскольку связывается с наличием достаточных ресурсов государства.

Наполнение этих прав зависит от национального дохода страны и особенностей политического режима.

VII. По характеру субъектов различают:

  • - Права граждан государства;
  • - Права иностранцев;
  • - Права лиц без гражданства;
  • - Права лиц с двойным гражданством.

VIII. По социальному статусу:

  • - Права человека, принадлежащие субъекту от рождения, гарантируются обществом;
  • - Права гражданина, которые предоставляются, гарантируются и охраняются государством, к которой принадлежит человек.

Практический опыт свидетельствует, что существует единство, взаимосвязь и взаимозависимость всех видов прав и свобод.

Это определяет невозможность признания приоритета одной группы прав (например, политических) над другими.

Наличие комплекса прав и свобод является залогом верховенства интересов личности над интересами государства и демократичности общества.

Так, политические права составляют органическую основу системы демократии и выступают как средство контроля за властью.

Культурные права предоставляют возможность реализовать духовные потребности человека, обеспечить рост уровня его культуры, без которой человек не может полноценно осуществлять личные и политические права. Социальные и экономические права создают материальные и общественно ориентированные условия о реальности категории «правовой статус».

Вышеназванные группы прав от­носятся не только к различным сферам жизнедеятельности челове­ка, но и к различным историческим эпохам по времени своего воз­никновения. Существует подразделение прав человека на поколения, под которыми понимают основные этапы их развития, связанные с формированием представлений о содержании прав.

Ученые выделя­ют четыре поколения прав человека (см. интеллектуальную кар­ту 17-02).

К первому поколению прав традиционно причисляются граж­данские (личные) и политические права, завоеванные в результате буржуазных революций в Европе и Америке и закрепленные в прак­тике и законодательстве целого ряда государств. В каталог прав пер­вого поколения входят права на свободу мысли, совести и религии; равенство перед законом; жизнь, свободу и безопасность личности; свободу от произвольного ареста, задержания и изгнания; рассмотре­ние дела независимым и беспристрастным судом и др. В юридиче­ской литературе эти права ассоциируются с негативной свободой - свободой от вмешательства иных лиц и государства в осуществление прав и свобод человека.

Важным политическим правом первого поколения является из­бирательное право, т. е. право избирать и быть избранным. В XIX в. в странах Европы был распространен имущественный ценз, отстранявший от участия в выборах лиц, не имевших имуще­ства установленного размера; как правило, он определялся исхо­дя из размера прямого налога. В развитых странах имуществен­ный ценз стали отменять в начале XX в. Во Франции всеобщее из­бирательное право было провозглашено в результате революции 1848 г., однако уже в 1850 г. были установлены его ограничения. В России всеобщее избирательное право было введено Времен­ным правительством и подтверждено правительством большеви­ков. Между тем в Конституции РСФСР 1918 г. существовали кате­гории лиц, лишенных избирательных прав: служившие до револю­ции в карательных органах, использовавшие наемный труд для извлечения прибыли и др. В Конституции СССР 1936 г. институт «лишенцев» уже отсутствовал: избирательного права были лише­ны только психически больные люди и отбывающие наказание по решению суда.

К числу важнейших политических прав принадлежит право на объединение (свобода союзов или ассоциации). В Германии сво­бода союзов была установлена на общегосударственном уровне в 1908 г., однако германское законодательство подвергало ограни­чениям создание союзов политической направленности. Во Фран­ции свобода союзов была введена законом от 1 июля 1901 г. Он отменил прежнее довольно строгое законодательство об ассоциа­циях, требовавшее разрешение на их создание и предусматривав­шее закрытие их правительством без указания мотивов и права обжалования. По новому закону союзы могли создаваться свобод­но, без особого разрешения правительства и даже без предвари­тельного заявления. Подача заявления признавалась необходи­мой для союзов, желающих обладать юридической правоспособ­ностью. В России свобода союзов была введена Временным правительством.

Права первого поколения признаются международными и нацио­нальными документами, неотчуждаемыми и не подлежащими огра­ничениям. Некоторые западные специалисты склонны именно эти права рассматривать в качестве собственно прав человека, полагая, что права второго и третьего поколений - всего лишь социальные притязания, направленные на перераспределение национального до­хода в пользу социально слабых.

Второе поколение прав - это социально-экономические и культур­ные права.

Они оформились в ходе борьбы народов за улучшение сво­его экономического положения и повышение уровня культуры во второй половине XIX - начале XX в. В отличие от прав первого поко­ления с закрепленным за ними статусом негативной свободы эти пра­ва именуются позитивными. Это означает, что для их реализации тре­буется активная позиция государства. Для осуществления социаль­ных прав государству требуется создавать социальные программы и контролировать их реализацию. К правам второго поколения относи­лись права на труд, социальное обеспечение, отдых и досуг, защиту материнства и детства, образование, участие в культурной жизни об­щества и др.

Идейными вдохновителями закрепления этого поколения прав были социалисты. Немалую роль сыграли и представители так назы­ваемого старого (Б. Н. Чичерин, К. Д. Кавелин, А. Д. Градовский и др.) и нового (П. И. Новгородцев, Б. А. Кистяковский, В. М. Гессен и др.) либерализма, призывавшие к реформированию российского общества на принципах свободы и социального равенства.

В передовых странах Западной Европы регламентация соци­ально-экономических прав и свобод была осуществлена до середи­ны XIX в. - начального этапа провозглашения прав второго поко­ления. Так, Франция осуществляла социальные функции уже в XIX в., выделяя средства на содержание приютов, увеличение заня­тости, организацию народного образования и т. д. Право частной собственности закрепляли практически все конституции капитали­стических стран, принятые в XX в. Указывалось, что собственность должна выполнять социальную функцию. Например, Основной за­кон ФРГ 1949 г. утверждал, что пользование собственностью «должно одновременно служить общему благу» (ч. 2 ст. 14). А Кон­ституция Японии 1947 г. гласила: «Право собственности определя­ется законом с тем, чтобы оно не противоречило общественному благосостоянию» (ч. 2 ст. 29). Широкий набор прав второго поколе­ния (права на труд, отдых, образование, медицинскую помощь) был закреплен в Конституции СССР 1936 г.

Социально-экономические, а также культурные права были закреплены сначала во Всеобщей декларации прав человека, а затем в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.

Третье поколение прав человека стало формироваться после Вто­рой мировой войны. Природа этих прав порождает дискуссии.

Некоторые авторы (Р. А. Мюллерсон, Е. А. Лукашева) признают их коллективными правами, которые могут осуществляться не отдель­ным человеком, а коллективом, основываются на солидарности субъ­ектов этих прав. К правам третьего поколения причисляют права на мир, независимость, самоопределение, территориальную целост­ность, суверенитет, социальное и экономическое развитие, достой­ную жизнь, здоровую окружающую среду, общее наследие человече­ства, а также на коммуникацию. Основы этих прав заложены в меж­дународных документах (Устав ООН, Всеобщая декларация прав человека, Декларация о предоставлении независимости колониаль­ным странам и народам I960 г., международные пакты 1966 г. и др.). Эти права принадлежат каждому человеку и каждому народу, челове­честву в целом. Примером может служить право на самоопределение, которое, будучи коллективным, осуществляется по воле не отдельно­го человека, а целой общности.

По мнению ряда ученых (С. В. Поленина и др.), третье поколение прав человека охватывает права категорий граждан (детей, женщин, молодежи, престарелых, инвалидов и т. д.), которые по социальным, политическим, физиологическим и иным причинам не имеют равных с другими гражданами возможностей для осуществления общих для всех людей прав и свобод и в силу этого нуждаются в поддержке госу­дарства.

Четвертое поколение прав человека начало формироваться в 1990-х гг. Некоторые авторы причисляют к нему информационные права, под ко­торыми понимается право свободно искать, получать, передавать, про­изводить и распространять информацию об окружающей среде, о пра­вовых явлениях и процессах и др. Кчетвертому поколению прав неред­ко относятся права человечества (на мир, ядерную безопасность, мирное изучение космоса, экологические и проч.).

В зависимости от сферы общественных отношений различают:

Личные (гражданские)

Политические

Экономические

Социальные

Культурные права человека

Группы прав и свобод человека Статьи Конституции РФ
1. Гражданские (личные) права – права принадлежащие человеку от рождения. (закреплены в Конституции ст.20-28) Это право человека на свободу от любых посягательств на его жизнь со стороны государства или частных лиц. Это основное право человека. Оно первично по отношению к остальным правам. 1)Право на жизнь 2)Право на свободу и личную неприкосновенность. 3)Право на неприкосновенность личной жизни. 4)Право определять и указывать свою национальную принадлежность. 5)Право на пользование родным языком. 6)Право на свободу передвижения и выбора места пребывания и жительства. 7)Право на свободу совести. Ст.20 Ст.22 Ст.23-25 Ст.26п.1 Ст.26п.2 Ст.27 Ст.28
2.Политические права и свободы – это права, которые обеспечивают возможность участия в политической жизни страны. (СТ.29-33) 1) Свобода мысли и слова. 2) Свобода информации. 3) Право на создание общественных объединений. 4) Право на проведение публичных мероприятий. 5) Право на участие в управлении делами государства. 6) Право на общение. 7) Ст.29п.1,2 Ст.29п.3,4 Ст.30 Ст.31 Ст.32 п.1-5 Ст.33
3.Социальные и экономические права 1) Право на предпринимательство. Ст.34

ВИДЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА



1) Гражданские (личные) права – это права, принадлежащие человеку как биосоциальному существу. Личные права и свободы человека закреплены в Ст. 20-28 Конституции РФ.

Право на жизнь – это право человека на свободу от любых незаконных посягательств на его жизнь со стороны государства или частных лиц, а так же право человека свободно распоряжаться своей жизнью.

Это основное право человека. Оно первично по отношению к остальным правам.

б) Право на свободуи личную неприкосновенность (Ст.22) – человек имеет право распоряжаться собой и своим временем по собственному усмотрению. Запрещено физическое или психическое насилие по отношению к индивиду.

в) Право определять и указывать свою национальную принадлежность . (Ст.26п.1)

г) Право на пользование родным языком (Ст.26п.2) государственный язык на всей территории РФ – русский.

Государственный язык – это определяемый Конституцией язык нации, которому официально придается правовой статус в сфере языкового общения.

2) Политические права и свободы - это права, обеспечивающие возможность участия граждан в политической жизни страны и осуществление государственной власти.

Политические права и свободы закреплены в Ст.29-33 Конституции РФ.

3)Социальные и экономические права – это права на благосостояние и достойный уровень жизни. Объем и степень реализации данных прав зависит от состояния экономики.

Культурные права – это права обеспечивают человеку духовное развитие и самореализацию личности. Эти все права закреплены в Ст. 34-44 Конституции РФ.

  1. ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН РФ.

Все обязанности российских граждан, закреплены в Конституции РФ (Ст.57-60) можно разделить на:

1) Общие:

а) обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы (Ст.6)

б) обязанность сохранять природу и окружающую среду (Ст.58)

в) обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории, культуры. (Ст.44п.3)

2) Специальные (конкретные )- закреплены за определенными категориями лиц:

А) за родителями обязанность заботиться о воспитании детей (СТ.38п.2)

Б) за трудоспособными детьми, достигшими 18 лет (Ст.38п.3)

Г) за налогоплатильщиками (Ст.57)

Д) за военнослужащими (Ст.59п.1)

  1. МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА.

Государство не только провозглашает права и свободы человека и гражданина, но и создает реальные возможности отстаивания и защиты этих прав и свобод всеми доступными законными средствами.

Конституция РФ тоже признает право каждого защищать свои законные права, свободы и интересы.

При нарушении или ущемлении его прав гражданин может использовать:

Все виды обжалования в соответственных органах государственной власти и управления.

Обращаться к общественности и в средства массовой информации.

Создавать движения в свою защиту.

Проводить различные виды пикетирования.

В соответствии с международными договорами РФ каждый имеет вправе обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если внутри государства все средства правовой защиты исчерпаны.

Виды защиты прав на международном уровне:

1) Европейский Суд по правам человека в Страсбурге .

а) В 1996году, когда Россия вступила в Совет Европы и ратифицировала Европейскую конвенцию по защите прав человека и основных свобод, граждане РФ получили право обращаться с жалобами в Европейский Суд по правам человека в Страсбурге.

Этот Суд рассматривает жалобы только на действия или решения органов государственной власти.

Прежде чем жалоба будет принята Европейским Судом к рассмотрению, необходимо соблюдение непременных условий:

1) предметом жалобы могут быть только права, гарантируемые Конвенцией. Перечень прав достаточно широк.

2) Жалоба может исходить только от самого потерпевшего

3) Жалоба должна быть подана не позднее чем через шесть месяцев после рассмотрения государственными органами.

4) Жаловаться можно только на те нарушения, которые имели место после даты ратификации Конвенции РФ

5) Чтобы жалоба была признана, приемлемой заявлением должны быть исчерпаны все внутригосударственные средства защиты.

Европейский Суд выносит решение большинством голосов, которые являются окончательным. Государство, к которому относится решение Суда, обязательно ему подчиняется.

2) Институт Уполномоченного по правам человека.(омбудсмен)

Среди механизмов защиты прав и законных интересов граждан от произвола государственных органов и злоупотреблении чиновников особое место занимает скандинавский институт омбудсмена или как его еще называют – Уполномоченного по правам человека.

Он создан вначале 19 века в Швеции (1809году), после Второй мировой войны получил широкое распространение в европейских странах.

Его характерные демократические черты:

Независимое положение в системе государственных органов

Несменяемостью в течение всего срока полномочий парламента

Открытость и доступность для всех граждан

Бесплатное оказание помощи гражданам и так далее

В России есть тоже должность Уполномоченного по правам человека.

Первым с января 1994года был Ковалев. (сейчас Лукин)

16 апреля 1996года Государственная Дума приняла ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в РФ». В нем определены:

Порядок назначения и освобождения от должности

Его компетенция

Организационные формы

Условия деятельности.

Практическая работа №2

«Сравнение каталога прав и свобод человека и гражданина по Всеобщей декларации прав человека и Конституции РФ»

Цель: научить определять вид и механизм защиты конкретного права человека и гражданина.

Выполнение по вариантам:

1 вариант – с 1 по 5 статьи

2 вариант – с 7 по 13 статьи

3 вариант – с 14 по 19 статьи

4 вариант – с 20 по 25 статьи

5вариант – с 26 по 30 статьи

1) Статье из Всеобщий декларации прав человека найти статью из Конституции РФ, которая ей бы соответствовала Ст.5 Ст.12..

2) Определить и записать

В чем схожесть

А в чем отличия

Чем дополняется статья в Конституции РФ или наоборот чего не хватает.

Права и свободы по декларации Права и свободы по Конституции РФ
Ст.1 Ст. 2 Ст.3 Ст.4 Ст. 5 Ст.6 Ст.7 Ст.8 Ст.9 Ст.10 Ст. 11п.1 П.2 Ст. 12 Ст. 13 Ст.14 Ст.15 Ст.16 Ст.17 Ст.18 Ст.19 Ст.20 Ст.21 Ст.22 Ст.23 Ст.24 Ст.25 Ст.26 Ст.27 Ст.28 Ст.29 Ст.30 Ст.17п.2,3 Ст.19п.2 Ст.4п1 Ст.20п.1 Ст.22п.1 - Ст.21п2 Ст.60 Ст.19 Ст.46 Ст.22п.2 Ст.47п.2 Ст.19п.1 Ст.49 Ст.54п2 Ст.23п1,2 Ст.25 Ст.27 Ст.61 Ст.63п.2 Ст.6п.1,3 В семейном кодексе РФ Ст.58п1 Ст.35п.2,3 Ст.28 Ст.29п.1 Ст.29п1,4 Ст.30 Ст.32 Ст.39 Ст.41 Ст.42 Ст.43 Ст.44 Ст.37п.3 Ст.30 Ст.37п.5 Ст.38 Ст.39 Ст.40 Ст.41 Ст.43 Ст.44 Ст.55п.3 Ст.6п.2 Ст.55п.3 Ст.55п.1

Тема №9:Система органов государственной власти в РФ.

1 Проверка домашнего задания.

Проверка выполнения практической работы №2

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы