Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы

Осуществление местного самоуправления невозможно без наличия специально уполномоченных органов, кото-рым население муниципального образования доверяет право решать вопросы местного значения.

Федеральный закон «Об общих принципах организа-ции местного самоуправления в РФ» 2003 г. внес серьез-ные изменения в структуру органов местного самоуправ-ления. Эти изменения касаются не только самой струк-туры таких органов, но и способов наделения их полно-мочиями, порядка их формирования.

По закону о местном самоуправлении 1995 г. в струк-туре органов местного самоуправления обязательным яв-лялось наличие только выборных, т.е. представительных, органов местного самоуправления. Закон 2003 г. уже ис-ходит из обязательности разделения власти на представи-тельную и исполнительную и на местном уровне. В силу этого устанавливается, что в структуре органов местного самоуправления обязательно наличие представительного органа муниципального образования, главы муниципаль-ного образования, местной администрации (исполнитель-но-распорядительного органа муниципального образова-ния), за исключением случаев, предусмотренных законом.

Исходя из законодательства РФ, под структурой орга-нов местного самоуправления, очевидно, следует пони-мать систему имеющих самостоятельный статус органов, осуществляющих на территории муниципального образо-вания функции и полномочия местного самоуправления.

Структуру органов местного самоуправления России составляют представительный орган муниципального об-разования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган му-ниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и об-ладающие собственными полномочиями по решению воп-росов местного значения.

К иным органам местного самоуправления Российской Федерации законодательство относит избирательную ко-миссию муниципального образования, отраслевые (фун-кциональные) и территориальные органы местной адми-нистрации, входящие в ее структуру. В уставах муници-пальных образований могут быть предусмотрены и иные органы местного самоуправления.

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Уставом муниципального образования, имеющего ста-тус сельского поселения, может быть предусмотрено фор-мирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования» ис-полняющим полномочия председателя представительно-го органа муниципального образования.


Порядок формирования, полномочия, срок полномо-чий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.

Наименования представительного органа муниципаль-ного образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядитель-ного органа муниципального образования) устанавлива-ются законом субъекта Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций.

Структура органов местного самоуправления в случае образования на межселенных территориях вновь обра-зованного муниципального образования или в случае пре-образования существующего муниципального образования определяется населением на местном референдуме (в муниципальном образовании с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 чело-век — на сходе граждан) или представительным орга-ном муниципального образования и закрепляется в ус-таве муниципального образования.

Проведение местного референдума или схода граждан по вопросу определения структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципального об-разования обеспечивают органы государственной власти субъекта Российской Федерации при наличии соответ-ствующей инициативы жителей вновь образованного му-ниципального образования.

Местный референдум по вопросу определения струк-туры органов местного самоуправления вновь образован-ного муниципального образования проводится в случае, если в течение одного месяца со дня вступления в силу закона субъекта РФ об установлении границ соответству-ющего муниципального образования с инициативой о проведении местного референдума выступила группа жи-телей муниципального образования. Указанная группа должна организовать сбор подписей жителей муниципаль-ного образования, обладающих избирательным правом, в количестве не менее 3 процентов от их общей числен-ности и представить подписные листы в избирательную комиссию субъекта России.

В этом случае избирательная комиссия субъекта РФ формирует избирательную комис-сию муниципального образования, которая проверяет подлинность собранных подписей, назначает дату прове-дения местного референдума, а также осуществляет иные предусмотренные законодательством РФ полномочия из-бирательной комиссии муниципального образования по проведению местного референдума.

При этом, полномо-чия избирательной комиссии муниципального образова-ния могут возлагаться на территориальную избиратель-ную комиссию в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Полномочия местной администрации по материально-техническому обеспече-нию проведения местного референдума осуществляет ис-полнительный орган государственной власти соответству-ющего субъекта Российской Федерации.

При отсутствии предусмотренной законом инициати-вы граждан о проведении местного референдума струк-тура органов местного самоуправления определяется представительным органом вновь созданного муниципально-го образования после его избрания.

В решении о структуре органов местного самоуправ-ления муниципального образования, принимаемом на местном референдуме (сходе граждан), устанавливаются:

1) структура (перечень) и наименования органов мес-тного самоуправления;

2) порядок избрания и полномочия главы муници-пального образования.

Изменение структуры органов местного самоуправле-ния осуществляется на основании решения представительного органа муниципального образования путем вне-сения изменений в устав муниципального образования.

Финансирование расходов на содержание органов мест-ного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований.

Представительный орган местного самоуправления

Основу местного самоуправления составляют предста-вительные органы, так как они традиционно рассматри-ваются как наиболее значимые в системе органов местно-го самоуправления, поскольку именно через такие выбор-ные органы население в большинстве случаев реализует свое право на осуществление местного самоуправления.

В статье 130 Конституции РФ указывается, что мест-ное самоуправление осуществляется гражданами через выборные и иные органы местного самоуправления, при этом другие органы не называются. Это свидетельствует о том, что в структуре органов местного самоуправления законодателем отдается приоритет именно представитель-ным органам.

Представительный орган местного самоуправления — это выборный орган, состоящий из депутатов (избирае-мыхна муниципальных выборах), который обладает пра-вом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, имеющие юридическую силу на тер-ритории муниципального образования.

В соответствии со статьей 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправ-ления в РФ» представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в слу-чае избрания не менее двух третей от установленной чис-ленности депутатов.

Представительный орган поселения не формируется, если численность жителей поселения, обладающих изби-рательным правом, составляет менее 100 человек. В этом случае полномочия представительного органа осуществ-ляются сходом граждан.

Одной из основных черт данного органа является то, что он является выборным. Выборность (представитель-ность) предусмотрена в Европейской хартии о местном самоуправлении, в Конституции РФ, федеральном зако-нодательстве и законах субъектов Федерации. Закреп-ляя права местного самоуправления в решении государ-ственных дел, Европейская хартия устанавливает, что эти права осуществляются советами или собраниями, со-стоящими из депутатов, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования.

Статья 9 Федерального закона «Об основных гаран-тиях избирательных прав и прав на участие в референ-думе граждан Российской Федерации» устанавливает, что выборы органов местного самоуправления являют-ся обязательными. Кроме того, обязательность форми-рования выборных органов местного самоуправления предусмотрена я в Федеральном законе «Об обеспече-нии конституционных прав граждан Российской Феде-рации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления».

Представительный орган муниципального образова-ния обладает правами юридического лица.

В его исключительной компетенции находятся:

1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;

2) утверждение местного бюджета и отчета о его ис-полнении;

3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

4) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;

5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;

7) определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;

8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;

9) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного рачения.

Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными за-мами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

Законом «Об общих принципах» регламентировано, что представительный орган муниципального района:

1) может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представит-ельных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства, определяемой в порядке, установленном настоящей статьей;

2) может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом число депутатов, из-бираемых от одного поселения, не может превышать две пятые от установленной численности представительного органа муниципального района.

Представительный орган муниципального района фор-мируется в соответствии с вышеуказанным пунктом 1, если такое решение в течение одного года со дня выдви-жения соответствующей инициативы поддержано пред-ставительными органами не менее чем двух третей посе-лений, входящих в состав муниципального района. Ини-циатива о формировании представительного органа му-ниципального района в порядке, установленном пунк-том 1, оформляется решением представительного орга-на, расположенного в границах муниципального района поселения.

В решении указывается предлагаемая норма представительства депутатов представительных органов поселений в представительном органе муниципального района, а также день начала работы сформированного в соответствии с указанным порядком представительного органа муниципального района. Этот порядок формиро-вания представительного органа муниципального райо-на закрепляется в уставе муниципального района в тече-ние одного месяца со дня начала работы соответствую-щего представительного органа муниципального района. Численность депутатов представительного органа му-ниципального района определяется уставом муниципаль-ного района и не может быть менее 15 человек.

Численность депутатов представительного органа посе-ления, в том числе городского округа, определяется уста-вом муниципального образования и не может быть менее:

7 человек — при численности населения менее 1000 че-ловек;

10 человек — при численности населения от 1000 до 10 000 человек;

15 человек — при численности населения от 10 000 до 30 000 человек;

20 человек — при численности населения от 30 000 до 100 000 человек;

25 человек — при численности населения от 100 000 до 500 000 человек;

35 человек — при численности населения свыше 500 000 человек.

Численность депутатов представительного органа внутригородской территории города федерального значения уделяется уставом муниципального образования и не сет быть менее 10 человек.

Организацию деятельности представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования осуществляет глава муниципального образования, а в случае, если указанное должностное лицо является главой местной администрации, -председатель представительного органа муниципального образования, избираемый этим органом из своего состава.

Расходы на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования предусматриваются в местном бюджете отдельной строкой в соответствии с классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.

Нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования, направляется главе муниципального образования для подписания и обнародования. Глава муниципального образования, являющийся главой местной администрации, имеет право отклонить нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования. В этом случае указанный нормативный правовой акт в течение 10 дней возвращается в представительный орган муниципального образования с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложениями о внесении в него изменений и дополнений.

Если глава муниципального образования отклонит нормативный правовой акт, он вновь рассматривается представительным органом муниципального образования. Если при повторном смотрении указанный нормативный правовой акт будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, он подлежит подписанию главой муниципального образования в течение семи дней и обнародованию.

Нормативные правовые акты представительного органа муниципального образования, предусматривающие уста-новление, изменение и отмену местных налогов и сбо-ров, осуществление расходов из средств местного бюдже-та, могут быть внесены на рассмотрение представитель-ного органа муниципального образования только по ини-циативе главы местной администрации или при наличии заключения главы местной администрации.

Полномочия представительного органа муниципаль-ного образования могут быть прекращены досрочно в случае его роспуска в следующих случаях:

1) в случае если соответствующим судом установле-но, что представительным органом муниципального об-разования принят нормативный правовой акт, проти-воречащий Конституции РФ, федеральным конститу-ционным законам, федеральным законам, конституции (уставу), законам субъекта РФ, уставу муниципального образования, и при этом представительный орган му-ниципального образования в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда не принял в пре-делах своих полномочий мер по исполнению решения суда, в том числе не отменил соответствующий норма-тивный правовой акт;

2) в случае принятия указанным органом решения о самороспуске. При этом решение о самороспуске прини-мается в порядке, определенном уставом муниципально-го образования;

3) в случае вступления в силу решения соответствен-но верховного суда республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автоном-ного округа о неправомочности данного состава депута-тов представительного органа муниципального образо-вания, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;

4) в случае преобразования муниципального образо-вания.

Досрочное прекращение полномочий представительно-го органа муниципального образования влечет досрочное прекращение полномочий его депутатов. В случае досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования, состоящего из депутатов, избранных населением непосредственно, досрочные выборы в указанный представительный орган проводятся в сроки, установленные федеральным законом.

Решая правовые вопросы, нередко возникает потребность обратиться в органы местного самоуправления, однако что это значит, какие органы сюда входят, знает далеко не каждый. Многие считают, что это лишь местная администрация, на самом деле это не так.

Под данным понятием подразумевают органы, наделенные возможностями решать проблемы жителей, выбираемые населением или образованные представительным органом муниципалитета.

Местное самоуправление

Исполнительные органы местного самоуправления – это не просто местная администрация определенного населенного пункта.

В России признается и реализуется местное самоуправление , не имеющее ничего общего с федеральной властью, оно функционирует самостоятельно в рамках своих возможностей.

Муниципальные органы власти создаются по принципу выбора из населения. Работа структуры касается сугубо индивидуальных вопросов, муниципального уровня, касаются они земельных отношений, личных вопросов граждан.

Форма власти осуществляется согласно законам РФ, Конституции. Под свою ответственность населением принимаются решения касающиеся истории, традиций своего народа.

Основой такого самоуправления считаются юридические , прописанные нормативно-правовыми актами, оговаривающими деятельность населения по решению экономических, территориальных, финансовых вопросов. Состав организации избирается самими жителями, иной вариант – подбирается и назначается областными структурами. Подобная организация – полноправное юридическое лицо , однако она не является звеном государственной власти.

Учитывая специфику деятельности таких организаций, определяется структура, дальнейшие функции с учетом потребностей жителей. Аббревиатура муниципальных исполнительных органов местного самоуправления – МСУ.

Структура

Органы местного самоуправления имеют четкую структуру и строгое распределение обязанностей между подразделениями . В разных субъектах РФ названия отдельных подразделений может отличаться, но суть будет подобна схеме, так как она определена Конституцией РФ и федеральными законами. Схематично эту иерархию местной власти можно изобразить так:


На практике структура МСУ формируется согласно следующим этапам:

  • созывается представительный орган;
  • определяется, кто будет главой;
  • формируется администрация с ее исполнительно-распорядительными функциями;
  • создается контрольный комитет или иная структура.

Представительный орган выполняет свои функции, если избрано как минимум 2/3 депутатов . Создается рабочий коллектив по уставу муниципального образования. Их полномочия касаются определенных сфер жизни: , спорта, молодежи, строительства, ЖКХ, образования, пр. Полномочия органов местного самоуправления не выходят за рамки закона.

Важно! Представительный орган – юридическое лицо с широкими правами, обязательно имеется в любом МСУ. Ему разрешается представлять интересы своего населения, принимать решения от его имени. Любые решения принимаются совещательно, по регламенту.

Состав представительного органа:

  • председатель, заместители;
  • комиссии, комитеты.


Состав определяется уставом, регулируется законодательством РФ. Назначается путем выбора населением (округа, района, поселения) или назначается муниципалитетом.

В небольшом поселении выполнять подобные действия могут несколько депутатов, на муниципальном уровне – это целая система.

При создании устава муниципального образования сразу прописывается, будет избираться главное должностное лицо или в этом нет необходимости.

Его функция – возглавлять общую деятельность . Выбрать главу можно из жителей, из членов представительного органа, нанять по контракту.

Структура органов местного самоуправления определяется согласно законам РФ, а членов выбирают муниципальным голосованием. Депутаты выбираются по определенным правилам.

На муниципальном районном уровне число депутатов должно быть больше пятнадцати, в представительном органе города, десять и более. Депутаты могут быть распущены досрочно, по законодательству РФ или уставу муниципального образования.

Глава


Система органов местного самоуправления возглавляется главой, избираемым, назначаемым, отправляемым в отставку муниципалитетом. Глава работает по уставу, решает вопросы территориального характера.

Функциональная нагрузка главы определяется разными способами. Глава может быть включен в состав представительной системы , иметь право голоса, оставаться ее председателем, а может руководить лишь на территориальном уровне, выполняя задачи главы местной администрации.

Глава согласно уставу решает задачи муниципального значения. Является главным представителем, руководит, выполняет исполнительные, распорядительные функции. Дает отчет населению, представительному органу.

Важно! Срок полномочий главы указан в уставе и может составлять от 2 до 5 лет.

В компетенцию главы входит несколько направлений:

  • представительство;
  • нормотворчество;
  • контроль.


Охват полномочий и обязанностей напрямую связан с ролью главы в системе, то есть у руководителя администрации села и у председателя думы функции разные .

Однако на уровне представительства относительно органов власти, граждан, организаций их полномочия схожи. Причины прекращения обязанностей главы: смерть, отставка, отзыв, отрешение, и пр.

Главам запрещено быть членом Совета Федерации; депутатом Госдумы, региона. Запрещена предпринимательская деятельность, по некоторым направлениями. Зато при некоторых нюансах на их персону распространяется неприкосновенность. Сюда относится арест, допрос, обыск, уголовная ответственность.

Контрольный орган

Сложно одним словом рассказать, что такое контрольный отдел местного самоуправления. Чаще всего функциями контроля наделено одно или несколько лиц. Основная деятельность направлена на контроль того, как правильно расходуется, исполняется бюджет, соблюдается регламент, используется имущество. Анализируются отчеты об исполнении.


Контроль может выполняться следующими формами:

  • инициатива граждан правотворческого характера;
  • собрания;
  • выборы;
  • голосование;
  • слушания;
  • опрос.

В крупных представительных органах муниципального образования наличие контроля считается обязательным . Название структура получает исходя от предполагаемых функций. Это какие-то определенные отделы, например, счетная палата города, ревизионная комиссия, которая будет отслеживать движение средств и то, как используется имущество.

Учитывая специфику предполагаемой деятельности, территориального уровня такое подразделение не имеет, ведь именно оно должно вести контроль над деятельностью.

Администрация муниципального образования


Под понятием местная администрация подразумевается исполнительная структура, главный представитель – глава администрации. Конкретный человек – избирается народом, назначается властью по конкурсной основе.

Глава администрации функционирует как единственное лицо либо имеет заместителей, работающих по разным направлениям, – хозяйственной деятельности, спорту и т. д.

Занимается юридическое лицо проблемами населения, имущества, земли. Рассматривает возможные обращения, решает их по мере своих полномочий.

Работает на основе имеющегося устава, государственных законов. Принцип работы простой: глава издает положения (не касающиеся глобальных государственных вопросов), организует работу самой администрации, выполняет определенные функции, переданные государством.

Назначаются комитеты, рассматривающие экономические, социальные, текущие проблемы района. Финансирование подразделений выполняется бюджетом района, области. Администрация имеет собственный лицевой счет, считается юридическим лицом. Имеет право выставлять имущественные права, представительство в суде.


Подобная структура, учитывая то, какие вопросы решает местное самоуправление, включает управления, департаменты, службы, инспекции, комиссии, сектора. При условии больших территорий, высокого финансирования структурных организаций может быть много . Состав должностных лиц определяется на территориальном уровне.

Полномочия МСУ

Несмотря на то, что местное самоуправление не считается государственной властью, некоторые функции государство все-таки ему передает, такое право позволяет:

  • принимать решения о назначении пособий, пенсий (социальный отдел);
  • решать вопросы попечительства, опеки, (народное образование);
  • следить за порядком;
  • издавать нормативные акты, постановления, решения, касающиеся граждан;
  • распоряжаться собственностью муниципалитета;
  • распоряжаться казной, использовать земли, угодья, леса, водоемы;
  • принимать решение о сборах определенных видов налога.

То, какие проблемы решает система, напрямую зависит от ее полномочий, объема и статуса структурного подразделения. Принимающиеся документы действуют только на территории муниципалитета , касаются его населения, угодий. Полномочия органов местного самоуправления обосновываются законами РФ.


Исходя от того, на какой территории располагается представительный орган муниципального образования, его бюджета, зависит, какие вопросы он решает. Возможности на самом деле широкие:

  • принятие актов, устава, внесение изменений, дополнений;
  • утверждение бюджета;
  • определение налогов определенного уровня, их изменение, отмена;
  • создание программ, реализация их с ведением полной отчетности;
  • распоряжение имуществом, которое считается муниципальным;
  • определять порядок создания, ликвидации, реорганизации учреждений , устанавливать тариф за их услуги;
  • определять, как будут решаться организационные, материальные, технические вопросы, проблемы определенного уровня;
  • представительный орган муниципального образования самостоятельно определяет сотрудничество с другими организациями межмуниципального уровня;
  • выполняется контроль за работой структуры, исполнением обязанностей.

Важно! Представительный орган решает вопросы, касающиеся исключительно подведомственной ему территории. Любые действия реализуются только через сформированные структуры власти, самим населением по личной инициативе, например, открытие выставок, музеев.

Полезное видео


При каждом населенном пункте обязательно существует своя система, полномочия определяются индивидуально, касаются они жилищных, земельных, культурных, образовательных, экономических, надзорных вопросов. Самоуправление наделено определенными полномочиями, правами, имеет обязанности перед населением.

Структуру органов местного самоуправления составляют:
представительный орган;
глава муниципального образования;
местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования);
контрольный орган муниципального образования;
иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Уставом муниципального образования, имеющего статус сельского поселения, может быть предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа муниципального образования.

Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.

Наименования представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) устанавливаются законом субъекта Федерации с учетом исторических и иных местных традиций.
Участие органов государственной власти и их должностных лиц в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установлены Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Структура органов местного самоуправления в случае образования на межселенных территориях вновь образованного муниципального образования или в случае преобразования существующего муниципального образования определяется населением на местном референдуме (в муниципальном образовании с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек - на сходе граждан) или представительным органом муниципального образования и закрепляется в уставе муниципального образования.

Проведение местного референдума или схода граждан по вопросу определения структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования обеспечивают органы государственной власти субъекта Федерации при наличии соответствующей инициативы жителей вновь образованного муниципального образования.


Местный референдум по вопросу определения структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования проводится в случае, если в течение одного месяца со дня вступления в силу регионального закона об установлении границ соответствующего муниципального образования с инициативой о проведении местного референдума выступила группа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом, которая образована в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Федерации о проведении местного референдума. Указанная группа должна организовать сбор подписей жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом, в количестве не менее 3% от их общей численности и представить подписные листы в избирательную комиссию субъекта Федерации в порядке и сроки, которые установлены федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним региональным законом о проведении местного референдума.
Избирательная комиссия субъекта Федерации формирует избирательную комиссию муниципального образования, которая проверяет подлинность собранных подписей, назначает дату проведения местного референдума, а также осуществляет иные предусмотренные федеральными и региональными законами полномочия избирательной комиссии муниципального образования по проведению местного референдума.
Полномочия избирательной комиссии муниципального образования могут возлагаться на территориальную избирательную комиссию в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Полномочия местной администрации по материально-техническому обеспечению проведения местного референдума осуществляет исполнительный орган государственной власти соответствующего субъекта Федерации.

При отсутствии инициативы граждан по проведению местного референдума структура органов местного самоуправления определяется представительным органом вновь образованного муниципального образования после его избрания.

В решении о структуре органов местного самоуправления муниципального образования, принимаемом на местном референдуме (сходе граждан), устанавливаются структура (перечень) и наименования органов местного самоуправления, а также порядок избрания и полномочия главы муниципального образования.
Изменение структуры органов местного самоуправления осуществляется не иначе как путем внесения изменений в устав муниципального образования. Решение местного представительного органа об изменении структуры муниципальных органов вступает в силу не ранее истечения сроков его полномочий.

Закон «О Счетной палате Российской Федерации» поощрял многовариантность моделей организации местной власти. Так, одна из моделей организации местной власти предполагала избранного населением главу муниципального образования, который одновременно руководил представительным и исполнительным органами. Вторая модель предусматривала, что глава избирался из состава представительного органа. Третья модель, имевшая распространение в ограниченном числе муниципальных образований, включала избранного населением главу, представительный орган и руководителя местной администрации, который назначался представительным органом по представлению главы муниципального образования.

Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления», сохранив множественность вариантов организации муниципальной власти, внес в уже известные модели коррективы.

Избранный населением глава муниципального образования, возглавляющий деятельность местной администрации, – модель, которая, думается, сохранит за собой первенство. Представительный орган в этой схеме функционирует под руководством председателя, избранного из числа депутатов.

Другой вариант предполагает, что избранный населением глава муниципального образования входит в состав представительного органа и является его председателем. Местной администрацией руководит глава, назначенный на должность по контракту, заключенному по результатам конкурса на замещение должности главы местной администрации. Очевидно, что в рамках такой схемы в руках руководителя муниципального образования сосредоточивается представительская власть, политические функции. Хозяйственная деятельность при этом является прерогативой главы местной администрации.

Третья модель подразумевает избранного представительным органом из своего состава главу муниципального образования. Он же руководит деятельностью местной думы. Администрацией руководит глава, назначаемый на должность по контракту.

Принципиально новым является запрет на одновременное совмещение главой муниципального образования должностей главы местной администрации и председателя представительного органа.

22. Формирование структуры местной администрации

В целом, структура местной администрации во всех муниципальных образованиях строится на общих принципах в соответствии с функционально-отраслевым распределением полномочий по решению вопросов местного значения между структурными подразделениями. Вместе с тем она представляет собой достаточно динамичную систему, которая по мере изменения стоящих перед муниципальным образованием задач, условий жизни граждан, других факторов подвергается новациям.

Под организационной структурой понимается состав и со-подчиненность взаимосвязанных организационных единиц (отдельных должностей), звеньев (управленческих подразделений) и ступеней (уровней), наделенных определенными правами и ответственностью для выполнения соответствующих целевых функций управления.

Звено управления представляет собой обособленную ячейку со строго ориентированными функциями управления, а ступень (уровень) управления – совокупность звеньев управления, расположенных на определенном иерархическом уровне.

На формирование конкретной организационной структуры местной администрации оказывает влияние несколько факторов, основными из которых являются:

1. Тип муниципального образования. Он предопределяет перечень вопросов местного значения, из которого складываются полномочия администрации.

2. Цели и задачи социально-экономического развития муниципального образования. В зависимости от выбранных приоритетов развития будут «усиливаться» те звенья управления, на которые возложены функции по достижению соответствующих целей и решению задач.

3. Размер территории, численность и состав населения муниципального образования. В крупных городах выстраиваются более сложные структуры администрации, предусматривающие, в том числе, и наличие территориальных структурных подразделений.

4. Уровень развития производства и рыночной инфраструктуры. В более развитом в указанном отношении муниципальном образовании существует больше возможностей для аутсорсинга, т. е. передачи отдельных функций администрации, не носящих властного характера, более эффективному исполнителю.

5. Различные местные особенности – географические, природные, демографические, исторические. Они определяют необходимость создания структурных подразделений, которые не являются типичными по функциональному назначению и могут отсутствовать в большинстве муниципальных образований.

Помимо перечисленных, на организационную структуру местной администрации оказывают значительное влияние внутренние факторы, такие, как личностные качества руководства и его роль в системе управления, используемые управленческие технологии, уровень сопротивления инновациям, организация труда, материально-техническое оснащение администрации и др.

В настоящее время определяющим фактором, положенным в основу формирования структуры местной администрации, является ее компетенция в соответствии с предусмотренными федеральным законом вопросами местного значения и распределением полномочий между органами местного самоуправления, закрепленным в уставе муниципального образования.

Выделяют шесть групп вопросов, которые входят в компетенцию местной администрации: 1) вопросы социально-экономического развития территории; 2) вопросы муниципального хозяйства; 3) финансовые вопросы; 4) социальные вопросы; 5) административно-организационные вопросы; 6) исполнение переданных государственных полномочий.

Пять первых групп вопросов присутствуют во всех муниципальных образованиях независимо от типа. Шестая группа вопросов относится только к муниципальным районам и городским округам, которые вправе осуществлять отдельные государственные полномочия.

Указанные группы полномочий распределяются между отраслевыми и функциональными структурными подразделениями, в результате чего создается типичная линейно-функциональная структура местной администрации, которая обычно включает:

1) руководящее звено: главу администрации, заместителей главы, в числе которых может быть первый заместитель;

2) структурные подразделения, которые могут находиться в подчинении главы администрации, одного из его заместителей или в соподчинении между собой:

– отраслевые структурные подразделения, ведающие отдельными отраслями муниципальной деятельности (жилищно-коммунальное хозяйство, образование, культура, здравоохранение, транспорт и т. д.);

– функциональные структурные подразделения, исполняющие одну или несколько функций во всех отраслях (экономическая служба, финансовый орган, орган по управлению муниципальным имуществом и др.);

3) территориальные органы (например, для города с районным делением);

4) аппарат администрации, обеспечивающий и организующий ее деятельность: юридическая, кадровая, информационная службы, делопроизводство, работа с обращениями граждан, собственная бухгалтерия и др.

Подобные организационные структуры называют линейно-функциональных из-за основной ориентации в системе принятия решений на взаимодействие между отраслевыми (линейными) и функциональными структурными подразделениями. Первые являются, как правило, инициаторами принятия решений, а вторые исполняют функции экспертизы, согласования проектов решений.

В зависимости от роли и места в организационной структуре, важности и объема решаемых задач структурные подразделения обладают разным статусом и, соответственно, имеют разные наименования.

1. Департаменты – функционально-отраслевые структурные подразделения, осуществляющие исполнительные, распорядительные и контрольные функции в определенной отрасли или сфере управления муниципальным образованием и определяющие концептуальное развитие в данной сфере (отрасли); возглавляются заместителями главы администрации.

2. Управления – относительно самостоятельные структурные подразделения местной администрации, обеспечивающие определенное направление деятельности местной администрации; вправе издавать акты управления.

3. Комитеты – структурные подразделения, созданные и функционирующие на постоянной основе по приоритетному направлению деятельности администрации.

4. Отделы – структурные подразделения местной администрации, осуществляющие оперативные, либо вспомогательные функции.

5. Сектора – организационно не обособленные структурные подразделения отдела (реже – управления), осуществляющие исполнительную деятельность и формируемые для решения однородных задач, как правило, на протяжении определенного периода времени.

6. Комиссии – создаются на определенный срок для решения какой-либо проблемы.

Вместе с тем указанный перечень не является унифицированным, и на практике зачастую проявляется значительное несоответствие наименований структурных подразделений, их места в организационной структуре и исполняемых функций.

В современных условиях, когда эффективность деятельности органов местного самоуправления напрямую зависит от способности к стратегическому планированию, ориентации на цели и задачи социально-экономического развития муниципального образования, существующие линейно-функциональные организационные структуры оказываются недостаточно гибкими и не успевают адаптироваться к изменениям внешней среды, объекта управления, потребностей граждан.

Требования повсеместного внедрения программно-целевых методов управления обусловливают необходимость формирования новых – проектных (программно-целевых) структур, основанных на широком межведомственном взаимодействии с привлечением отдельных структурных подразделений в качестве главных исполнителей конкретной задачи на определенный период времени.

При таком подходе для решения приоритетных вопросов развития муниципального образования разрабатываются целевые программы, представляющие собой систему мероприятий, увязанную по ресурсам и времени. Для реализации программы предусматривается выделение необходимых ресурсов и формирование временного коллектива работников, которые на период действия программы находятся в некоторой степени в двойном подчинении: своему непосредственному руководителю и ответственному исполнителю программы. Как правило, проектные структуры образуются в администрациях в виде комиссий рабочих групп.

Использование программно-целевых методов в построении организационной структуры администрации требует проведения сложной работы по регламентации деятельности структурных подразделений. Помимо проведения анализа распределения функций внутри администрации и пересмотра существующих положений о структурных подразделениях, необходимо описать и утвердить в регламенте администрации систему взаимодействия между структурными подразделениями, порядок прохождения управленческих решений и основные административные процессы (цепочки функций, осуществляемых различными структурными подразделениями во взаимодействии, приводящие к решению поставленных задач).

При реорганизации существующих организационных структур местных администраций следует иметь в виду, что любые действия, направленные на организационные изменения, неизменно наталкиваются на сопротивление самой организации как социальной системы, ориентированной не на развитие, а на стабильность и выживание. Поэтому попытки радикального совершенствования организационной структуры не только не достигнут желаемых результатов повышения эффективности деятельности, но и способны повлечь разрушительные последствия. Залогом успеха в организационных изменениях является комплексный научный подход, основанный на соотнесении издержек и результатов, в совокупности с подробным изучением системы «изнутри».

При определении структуры местной администрации и распределении полномочий между ее подразделениями необходимо исходить из следующих принципов:

– целесообразность и логика, четкое разграничение функциональных блоков;

– избежание дублирования и параллелизма;

– полнота охвата и избежание пробелов в решении вопросов местного значения местной администрацией в целом;

– результативность, что предусматривает возможность оценки (измерения) достигаемого результата работы;

– достаточность обеспечения, что предполагает предоставление структурному подразделению для надлежащего выполнения им своих функциональных обязанностей в достаточном объеме материального, правового, информационного и других видов обеспечения;

– системность и взаимосвязь с другими подразделениями, т. е. учет при описании функций структурного подразделения его взаимосвязей с другими структурами;

– структурирование (детализация), т. е. разделение функции структурного подразделения на функции отдельных специалистов, которые вменены им в виде должностных обязанностей;

– эффективность, что означает достижение обозначенной цели и решение задач подразделения с наименьшими затратами;

– недопущение принципа создания структур «под людей»;

– унифицированный подход к формированию структур и определению штатной численности органов местного самоуправления.

Очевидно, деятельность по внесению изменений в организационную структуру местной администрации требует грамотной экспертно-аналитической работы, а также правового (разработка и поддержание в актуальном состоянии документов, регламентирующих организацию и деятельность администрации) и кадрового (переподготовка и повышение квалификации служащих, подготовка кадрового резерва) сопровождения.

23.Организационные структуры управления местной администрацией

Организационная структура местной администрации как исполнительно-распорядительного органа строится на принципах единоначалия и иерархической подчиненности. Процесс формирования организационной структуры местной администрации включает в себя формулировку целей, задач и функций, определение состава и места подразделений, их ресурсное обеспечение (включая численность работающих), разработку соответствующих регламентирующих процедур и документов.

В современной муниципальной практике типичными звеньями организационной структуры местной администрации являются: - глава администрации; - его заместители по сферам муниципальной деятельности, среди которых могут быть один или два первых заместителя; - структурные подразделения различных типов, которые могут находиться в подчинении главы администрации, одного из его заместителей или в соподчинении (например, отдел в составе управления); - коллегиальные совещательные органы: коллегия администрации, экономический и другие советы; - аппарат администрации.

Организационная структура управления местной администрацией должна способствовать достижению целей управления муниципальным образованием.

24.Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями

Главой 4 131-ФЗ предусмотрено наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.

Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями устанавливается федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Они передаются на неограниченный срок либо на срок действия этих полномочий.

Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Органы государственной власти осуществляют контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, а также за использованием предоставленных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

25. Понятие «муниципальная служба»

1. Муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

2. Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель).

3. Представителем нанимателя (работодателем) может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя). (ст.2 фз 25)

26. принципы муниципальной службы:

1) приоритет прав и свобод человека и гражданина;

2) равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к муниципальной службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего;

3) профессионализм и компетентность муниципальных служащих;

4) стабильность муниципальной службы;

5) доступность информации о деятельности муниципальных служащих;

6) взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;

7) единство основных требований к муниципальной службе, а также учет исторических и иных местных традиций при прохождении муниципальной службы;

8) правовая и социальная защищенность муниципальных служащих;

9) ответственность муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;

10) внепартийность муниципальной службы. (ст.4 фз 25)

27. Основными задачами муниципальной службы являются:

Обеспечение наряду с государственной службой прав и свобод человека и гражданина на территории муниципального образования;

Обеспечение самостоятельного решения населением вопросов местного значения;

Подготовка, принятие, исполнение и контроль решений в пределах полномочий органов местного самоуправления;

Защита прав и законных интересов муниципального образования.

Более того, с точки зрения задач, эта служба представлена

В социальном аспекте: это профессиональное осуществление по поручению государства общественно полезной деятельности лицами;

В политическом: как деятельность по реализации государственной политики, достижение целей и задач в обществе и государстве, то есть от ее стабильности и эффективности зависит устойчивость общественных отношений;

В правовом: юридическое установление служебных отношений, при реализации которых и достигается практическое выполнение должностных обязанностей, полномочий служащих.

Вообще, если говорить о функциях, то исполнительная и распорядительная деятельность направлена на все сферы муниципального образования.

Прежде всего это финансовая сфера, то есть разработка проекта местного бюджета, отчет об его исполнении, а так же непосредственное обеспечение местного бюджета.

Далее, разработка и организация социально-экономических программ развития территории и обеспечение их реализации; разработка нормативно-правовых актов по вопросам местного значения; управление и распоряжение муниципальной собственностью.

Не менее важная функция - это руководство муниципальным здравоохранением, эксплуатация муниципального жилищного фонда, объектов коммунального и дорожного хозяйства и другими муниципальными предприятиями, организациями, учреждениями.

Наконец, важнейшая функция: осуществление полномочий органов государственной власти, переданные федеральными законами или законами субъекта Российской Федерации с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств.

Итак, под функциями муниципальной службы следует понимать основные направления практической реализации правовых норм института муниципальной службы, способствующие достижению соответствующих целей правового регулирования служебных отношений и выполнению муниципальной службой своей социальной роли и государственно-правового назначения.

28. Особенности (черты) муниципальной службы

Муниципальная служба как специфический вид деятельности обладает определенными чертами:

1.Она носит прикладной характер. Сама по себе она не имеет ценности, а предназначена для реализации целей и функций местного самоуправления. Поэтому её можно представить как совокупность выработанных людьми навыков, умений, способов, средств и действий человека в сфере управления.

2.Отличается интеллектуальным содержанием. Это качество двояко проявляется: с одной стороны – выработка решения и его реализация не возможно без интеллектуальной деятельности должностных лиц органов местного самоуправления, с другой стороны - требует того же от управляемого объекта - людей, осознания ими управленческого воздействия. Помимо этого, главный смысл управленческой деятельности заключается в получении нового качества управляемого процесса, что невозможно без умственных, творческих усилий. 3.Информационность. В своей основе управленческая деятельность во многом связана с поиском и обработкой огромного массива информации, на основе которого принимаются управленческие решения. В современных условиях поток информации возрос во много раз, поэтому приемы работы муниципальных служащих с информацией должны постоянно совершенствоваться, вырабатываться новые приемы и способы, новые технические средства программы и системы обработки информации. От качества информации, ее достоверности зависит эффективность принимаемых решений и в целом решение задач в интересах населения муниципального образования.

4.Социально-психологический характер с выраженным проявлением воли. Специфика муниципальной службы связана с постоянным выполнением обязательных определенных действий, подчинения и исполнения, работы в определенном коллективе, требует подчинения собственного «Я» исполнению должности, напряжения личных качеств и согласования своих действий с целями местного самоуправления.

5.Коллективность. Управленческая деятельность всегда осуществляется в коллективе, предполагает взаимодействие одних коллективов с другими, как внутри управляющего субъекта, так и с коллективами объектов управленческого воздействия, социальными группами и т.п. Формальное построение органа местного самоуправления по подразделениям и должностям создает только логическую схему для упорядочивания коллективного труда многих. Чем выше согласованность отдельных звеньев управленческой системы, отдельных должностных лиц между собой, тем эффективность местного самоуправления выше.

6.Комплексное явление. Управленческая деятельность органов местного самоуправления и его должностных лиц включает многие компоненты: люди, информация, технические средства и многое другое. Только сбалансированное введение в действие всех элементов управления придает ему рациональность и эффективность.

7. Юридическая заданность. Несмотря на влияние субъективного человеческого фактора на характер управленческой деятельности, многие её элементы закрепляются юридически, «привязываются» к компетенции, сфере деятельности, способам выполнения управленческих функций и

29. 25-ФЗ Статья 18. Аттестация муниципальных служащих

1. Аттестация муниципального служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности муниципальной службы. Аттестация муниципального служащего проводится один раз в три года.

2. Аттестации не подлежат следующие муниципальные служащие:

1) замещающие должности муниципальной службы менее одного года;

2) достигшие возраста 60 лет;

3) беременные женщины;

4) находящиеся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Аттестация указанных муниципальных служащих возможна не ранее чем через один год после выхода из отпуска;

5) замещающие должности муниципальной службы на основании срочного трудового договора (контракта).

3. По результатам аттестации муниципального служащего аттестационная комиссия выносит решение о том, соответствует муниципальный служащий замещаемой должности муниципальной службы или не соответствует. Аттестационная комиссия может давать рекомендации о поощрении отдельных муниципальных служащих за достигнутые ими успехи в работе, в том числе о повышении их в должности, а в случае необходимости рекомендации об улучшении деятельности аттестуемых муниципальных служащих. Результаты аттестации сообщаются аттестованным муниципальным служащим непосредственно после подведения итогов голосования. Материалы аттестации передаются представителю нанимателя (работодателю).

4. По результатам аттестации представитель нанимателя (работодатель) принимает решение о поощрении отдельных муниципальных служащих за достигнутые ими успехи в работе или в срок не более одного месяца со дня аттестации о понижении муниципального служащего в должности с его согласия. По результатам аттестации аттестационная комиссия может давать рекомендации о направлении отдельных муниципальных служащих для получения дополнительного профессионального образования.

5. В случае несогласия муниципального служащего с понижением в должности или невозможности перевода с его согласия на другую должность муниципальной службы представитель нанимателя (работодатель) может в срок не более одного месяца со дня аттестации уволить его с муниципальной службы в связи с несоответствием замещаемой должности вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации. По истечении указанного срока увольнение муниципального служащего или понижение его в должности по результатам данной аттестации не допускается.

6. Муниципальный служащий вправе обжаловать результаты аттестации в судебном порядке.

7. Положение о проведении аттестации муниципальных служащих утверждается муниципальным правовым актом в соответствии с типовым положением о проведении аттестации муниципальных служащих, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации.

30. Особенности принятия управленческих решений

Управленческое решение – 1. Вид деятельности, протекающей в управляющей системе, и связан с подготовкой, нахождением, выбором и принятием определенных действий.

2. Вариант воздействия управляющего варианта на управляемый. Управленческое решение есть описание предполагаемых действий управляющей системы по отношению к управляемой.

Управленческие решения всегда связаны с изменениями в организации, их инициатором обычно выступает должностное лицо или соответствующий орган, несущий полную ответственность за последствия контролируемых или реализуемых решений.

Процесс и формы принятия решений в системе муниципального управления значительно отличаются от той модели, которая встречается в частных структурах. Эти отличия связаны с деятельностью групп интересов, методами оценки результатов и т.д. Например, в системе муниципального управления главную роль играют и глава муниципального образования, и депутаты представительного органа местного самоуправления. При этом большое значение имеют, во-первых, роль населения, поскольку население - активная сила, определяющая не только политический характер местной власти, но и сам характер протекающих внутри общества процессов, и, во-вторых, существующие формальные и неформальные правила, обычаи и практика. Целесообразно при анализе принятия решения в органах местного самоуправления выделить три основных компонента: институционально-правовой, процедурно-функциональный и культурно-психологический. Если рассмотреть систему принятия решений на уровне городской администрации, то можно выделить три функциональных уровня в самой системе управления:

1) политический, на котором определяются цели, задачи и стратегия городской политики;

2) управленческий, связанный с распределением ресурсов и выполнением задач в определенной сфере;

3) технический, где реализуются исполнительские функции через административный процесс.

Основными показателями результатов реализации муниципальных решений и одного из его видов - муниципальной программы - являются изменения социально-экономических показателей уровня удовлетворения потребностей населения в целом. При этом показатели результатов деятельности муниципальных служащих и показатели реализации муниципальных программ должны быть взаимосвязаны.

Первая особенность принимаемых решений – это преобладание стратегических решений социальной направленности как директивных актов, направляющих, организующих и мотивирующих коллективные действия людей для достижения стратегических целей.

Стратегические решения должны быть обоснованными, своевременными, экономичными и приниматься по следующей технологии: выявление проблемы, обоснование общей концепции, выработка нескольких альтернатив и выбор наилучшего решения.

Вторая особенность связана с наличием у управленцев умения выявить зарождение стратегических противоречий города, региона. Здесь важно уметь разглядеть в гуще будничных дел ростки нового и поддержать их, взять на себя ответственность и риск, когда еще нет полной определенности и уверенности в успешном исходе.

Третья особенность заключается в том, что надо уметь выделить из огромного числа вопросов узловые. Для специалистов государственного и муниципального управления складывается, как правило, две ситуации. Первая связана с возможностью постоянно и внимательно следить за показателями контрольных индикаторов, сигнализирующих об экстремальных ситуациях: замечена опасная тенденция – начинается подготовка стратегического решения. Вторая ситуация возникает неожиданно под воздействием изменений внешней среды, и решение в таком случае делится на принятие неотложных мер и действий стратегического характера.

Четвертая особенность – низкая мотивация исполнителей управленческого решения. Для решения этого вопроса в настоящее время рекомендуется следующее:

· своевременное доведение решений до исполнителей для предупреждения потери принятым управленческим решением своей актуальности;

· повышение мотивации через расширение привлечения населения территорий, городов и районов к разработке концепций, парадигм, ключевых положений, стратегий, а не только путем согласования с ним сформированных решений;

· формирование общественного мнения по проблемам через средства массовой информации, проведение конференций, семинаров, симпозиумов;

· создание системы кадрового обеспечения реализации решений;

· организация контроля за траекторией движения решения, что позволит руководству города, района вносить своевременно коррективы в принятые решения.

Правильным на все времена решение быть не может, так как любая социально-экономическая система движется во времени и пространстве. В новой ситуации возникают иные проблемы, стратегический курс корректируется, принимается новое решение. Так начинается очередной управленческий цикл.

31. Классификация управленческих решений в муниципальном менеджменте

По функциональной направленности управленческие решения делятся на:

− плановые;

− организационные;

− мотивирующие;

− контролирующие;

− координационные.

2. По субъекту принятия управленческие решения подразделяются на три группы:

− индивидуальные (единоличные) решения, которые принимаются единолично по вопросам, требующим оперативного принятия мер;

− коллегиальные, принимаемые группой соответствующих специалистов по принципиальным вопросам;

− коллективные решения, принимаемые на общих собраниях или совещаниях большинством голосов.

3. По продолжительности реализации управленческие решения делятся:

− на стратегические (перспективные), со сроком реализации более пяти лет;

− тактические (текущие) со сроком в пределах года;

− оперативные, реализуемые в пределах квартала, месяца, недели, суток.

4. В зависимости от степени свободы действий исполнителей управленческие решения бывают:

− директивные, требующие неукоснительного исполнения;

− нормативные, предусматривающие нормативные методы их выполнения;

− гибкие, предусматривающие выбор способа его исполнения;

− ориентирующие, дающие общее направление деятельности.

5. В зависимости от причин возникновения выделяются:

− программные решения, соответствующие определенному разделу ранее принятых программ;

− решения по распоряжению вышестоящих органов как обязательные для исполнения;

− инициативные решения, полное отсутствие которых показывает неудовлетворительный стиль управления;

− ситуационные решения, принимаемые «по обстановке», большое количество которых также говорит о неэффективной системе управления.

6. По сложности подготовки решения делятся:

− на стандартные (программируемые), процесс подготовки которых стандартизован, формализован, компьютеризован;

− нестандартные (непрограммируемые) решения, которые отличаются новизной, требуют творческого подхода и умения их преобразовывать в стандартные.

7. По форме представления управленческие решения органов государственного и муниципального управления делятся:

− на устные;

− письменные.

34. Ответственность органов местного самоуправления перед населением.

Статья 71. Ответственность органов местного самоуправления, депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления перед населением

1. Основания наступления ответственности органов местного самоуправления, депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления перед населением и порядок решения соответствующих вопросов определяются уставами муниципальных образований в соответствии с настоящим Федеральным законом.

(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 365-ФЗ)

2. Население муниципального образования вправе отозвать депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом.

35. Ответственность органов местного самоуправления перед государством.

Статья 72. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством

Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает на основании решения соответствующего суда в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституции (устава), законов субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования, а также в случае ненадлежащего осуществления указанными органами и должностными лицами переданных им отдельных государственных полномочий.

36. Ответственность органов местного самоуправления перед юридическими и физическими лицами.

2.ОМС - это конституционный термин.

1)Это избираемый непосредственно населением либо представительным органом МО (Порядок формирования) орган

2)Наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения

Классификации органов:

1)По способу формирования

Избираемые непосредственно населением (Представительный орган или глава МО)

Обращаемые представительным органом(Глава МО либо Контрольно-счетный орган)

Исключение: Местная администрация структуру которой утверждает Представительный орган по представлению главы местной администрации.

2)По обязательности

Обязательные

Факультативные

3)По субъектному составу

Коллегиальные

Единоличные

Глава МО одновременно является ОМС и должностным лицом к такому выводу пришел КС в своем решении от 26.09.1996 года.

4)По объему компетенции

Специальной

5)В зависимости от содержания полномочии

Представительные, реализуются нормотворческие функции

Исполнительные (при творят в жизнь решения исполнительного органа)

Иные создаются с целью реализации функции МС

Выделяют три основные модели:

1)ПО формируется населением + Глава МО также избирается населением и одновременно является главой местной администрации!Президентская модель

2)ПО избирается населением + Глава МО также избирается населением, но он является одновременно Председателем ПО, тогда ПО заключает контракт с главой местной администрации (ЕКБ) !Парламентская модель

3)ПО избирается населением + из числа депутатов избирается глава муниципального образования = одновременно явл. Председателем ПО + Глава местной администрации - это лицо, назначенное по контракту (Такая модель рекомендована для ЗАТО)

Следующие модели явля. Исключением:

4)ПО формируется населением + из числа депутатом избирается глава МО = одновременно явл. ППО и главой Местной администрации (действует в сельских поселениях, где численность менее 1000 человек)

5)ПО отсутствует, его полномочия реализует сход граждан, тогда глава МО избирается населением одновременно являясь главой местной администрации(действует в сельских поселениях численность которых менее 100 чел. обладающих избирательным правом)

6)ПО формируется путем представительства поселении входящих в состав МР (главы поселении + депутаты ПО поселении) Глава МО избирается населением, одно военно являясь Председателем ПО и главой местной администрации. (Только для МР)



32.Представительный орган муниципального образования.

Представительный орган

Существует два основных способа формирования представительного органа муниципального образования.

Первый - традиционный - заключается в формировании представительного органа путем проведения муниципальных выборов. Численность депутатов представительного органа определяется уставом муниципального образования, но не может быть меньше установленной законом. Закон о местном самоуправлении 2003 г. устанавливает минимальную численность депутатов представительного органа поселения или городского округа:

семь человек - при численности населения менее 1 тыс. чел.;

10 чел. - при численности населения от 1 тыс. до 10 тыс. чел.;

15 чел. - при численности населения от 10 тыс. до 30 тыс. чел.;

20 чел. - при численности населения от 30 тыс. до 100 тыс. чел.;

25 чел. - при численности населения от 100 тыс. до 500 тыс. чел.;

35 чел. - при численности населения свыше 500 тыс. чел.

Численность депутатов представительного органа муниципального района определяется уставом муниципального района и не может быть менее 15 чел

Численность депутатов представительного органа внутригородской территории города федерального значения определяется уставом муниципального образования и не может быть менее 10 чел.

Представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов.

Второй способ предусматривается исключительно для формирования представительных органов муниципальных районов.

Инициатива о формировании представительного органа муниципального района оформляется решением представительного органа, расположенного в границах муниципального района поселения. Указанный порядок формирования представительного органа муниципального района закрепляется в уставе муниципального района в течение трех месяцев со дня начала работы соответствующего представительного органа муниципального района.



Представительный орган поселения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах.

Численность депутатов представительного органа поселения, в том числе городского округа, определяется уставом муниципального образования и не может быть менее:

7 человек - при численности населения менее 1000 человек;

10 человек - при численности населения от 1000 до 10 000 человек;

15 человек - при численности населения от 10 000 до 30 000 человек;

20 человек - при численности населения от 30 000 до 100 000 человек;

25 человек - при численности населения от 100 000 до 500 000 человек;

35 человек - при численности населения свыше 500 000 человек.

Численность депутатов представительного органа внутригородской территории города федерального значения определяется уставом муниципального образования и не может быть менее 10 человек.

Численность депутатов представительного органа муниципального района определяется уставом муниципального района и не может быть менее 15 человек.

Структура представительного органа определяется депутатами и закрепляется в принимаемом ими регламенте представительного органа.

Представительный орган внутри себя создает определенные структурные образования, которые можно поделить на несколько групп:

1) руководящие органы и должностные лица (председатель, заместитель председателя, президиум).

2) Функционально-отраслевые подразделения – постоянные и временные комиссии.

3) Территориальные органы (депутатские группы).

4) Рабочие звенья (аппарат).

Председатель представительного органа муниципального образования и его заместители избираются из состава депутатов.

В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся:

1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;

2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

4) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;

5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, выполнение работ, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;

(в ред. Федеральных законов от 08.05.2010 N 83-ФЗ, от 30.11.2011 N 361-ФЗ)

7) определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;

8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;

9) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения;

10) принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку.

(п. 10 введен Федеральным законом от 07.05.2009 N 90-ФЗ)

11. Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

Представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования. Решения представительного органа муниципального образования, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования.

33.Правовой статус депутата представительного органа муниципального образования.

Депутат - полномочный представитель населения в законодательных или иных представительных органах государства или местного самоуправления, лицо, избранное в законодательный или иной представительный орган государства или местного самоуправления. Статус депутата устанавливается конституцией и специальными законами. Депутат наделен значительными полномочиями.

Детализация конституционных норм о статусе депутата осуществляется в специальных нормах, регламентирующих представительных органов, смысл и назначение, которых состоит в создании оптимальных условий для законодательной деятельности, для работы представительных органов.

В Уставах определяются условия, необходимые для избрания депутатов, и наиболее важные правила их работы.

Население определенного избирательного округа наделяет депутата полномочиями на осуществление принадлежащей ему власти. Реализуя данное полномочие, депутат решает вопросы местного значения, указанные в законодательстве, а также реализует полномочия, принадлежащие непосредственно представительными органами местного самоуправления.

Правовой статус депутата разделен на две составляющие: основные элементы статуса и второстепенные. К числу основных элементов относятся: права, обязанности и ответственность депутата, закрепленные нормами права и обеспеченные соответствующими гарантиями. К числу второстепенных элементов относятся: гражданство, возраст, порядок избрания депутата, вид и содержание мандата депутата. В содержании правового статуса депутата представительного органа власти, помимо названных, необходимо выделить также элементы, как срок осуществления полномочий, взаимоотношения депутатов с избирателем

Виды правовых статусов депутатов представительных органов местного самоуправления разделяются на депутатов городских и сельских поселений, муниципальных районов, с определенным набором полномочий в зависимости от вида муниципального образования.

Депутат приобретает особый статус, получая свои полномочия (депутатский мандат) непосредственно от избирателей. Этот статус обеспечивает ему беспрепятственное участие в законодательной и иной деятельности представительного органа местного самоуправления.

Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае:

· смерти;

· отставки по собственному желанию;

· признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

· признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

· вступления в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда;

· выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;

· прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления; приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина России на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин России, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;

· отзыва избирателями;

· досрочного прекращения полномочий соответствующего органа местного самоуправления;

· призыва на военную службу или направления на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;

· в иных случаях, установленных Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

34.Глава муниципального образования в структуре органов местного самоуправления. Удаление главы в отставку.

Возможны несколько вариантов избрания:

1:на муниципальных выборах

А) глава муниципального образования избирается на муниципальных выборах и является главой местной администрации

Б) глава муниципального образования избирается на муниципальных выборах и является председателем представительного органа муниципального образования

Голосование на выборах главы муниципалитета является прямым, тайным и проводится в соответствии с законодательством субъектов РФ. Избранным считается кандидат, набравший более половины голосов зарегистрированных избирателей.

2: представительным органом

А) глава муниципального образования избирается представительным органом муниципального образования из своего состава

Б) глава муниципального образования избирается представительным органом из своего состава, возглавляет представительный орган и является главой местной администрации

Порядок избрания главы муниципального образования депутатами из своего состава регулируется муниципальными правовыми актами, в первую очередь, уставом муниципального образования.

Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Кроме статуса высшего должностного лица, Закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” наделяет глав муниципальных образований положением единоличных органов местного самоуправления.

Основываясь на вариантах избрания, глава муниципального образования может входить в состав представительного органа с правом решающего голоса и являться его председателем. В другом случае также избранный населением глава вправе руководить местной администрацией.

Глава МО имеет своих заместителей, кол-во и полномочия которых закреплены в уставе МО.

Выделяются три основных варианта статуса главы муниципального образования.

1)должность главы муниципального образования совмещена с должностью главы местной администрации и помимо своих собственных, так называемых. полномочий «мэра» он также осуществляет полномочия главы местной администрацией

2) должность главы муниципального образования совмещена с должностью председателя представительного органа муниципального образования.

3) В третьей модели структурного построения органов местного самоуправления, разрешенной законодателем к использованию только в сельских поселения, должность главы муниципального образования совмещена сразу и с должностью председателя представительного органа и с должностью главы местной администрации.

Полномочия:

1) представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования;

2) подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования;

3) издает в пределах своих полномочий правовые акты;

4) вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования;

5) обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

Предметы ведения: вопросы местного значения (глава 3 фз №131)

Территория действия- территория МО.

Полномочия главы муниципального образования определяются также тем, какой орган местного самоуправления он возглавляет. В качестве главы представительного органа муниципального образования он может вести заседания представительного органа; контролировать и обеспечивать выполнение его регламента; подписывать решения, протоколы заседаний, другие документы представительного органа; организовывать выполнение его решений; координировать деятельность постоянных и иных комиссий и т.п.

Возглавляя администрацию, глава муниципального образования обычно организует формирование и исполнение городского бюджета; распоряжается финансовыми ресурсами муниципального образования; руководит непосредственно и через подчиненные органы предприятиями и учреждениями муниципальной собственности; обеспечивает соблюдение законности, прав и свобод граждан;

отменяет правовые акты подчиненных органов управления администрации; заключает договоры, соглашения; применяет меры поощрения, привлекает к дисциплинарной ответственности назначаемых им муниципальных служащих и т.п.

Все акты главы муниципального образования законодатель делит на два вида: постановления и распоряжения.

Постановление главы муниципального образования - это правовой акт, издаваемый главой муниципального образования для разрешения наиболее важных и принципиальных вопросов развития и жизнедеятельности муниципального образования, использования муниципальной собственности и финансовых ресурсов.

Под распоряжением понимается правовой акт управления, издаваемый главой МО в пределах его компетенции, определенный правовыми документами, носящий ненормативный конкретно-регулирующий характер.

Отставка
1. Представительный орган муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом вправе удалить главу муниципального образования в отставку по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования или по инициативе высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

2. Основаниями для удаления главы муниципального образования в отставку являются:

1) решения, действия (бездействие) главы муниципального образования, повлекшие (повлекшее) наступление последствий

2) неисполнение в течение трех и более месяцев обязанностей по решению вопросов местного значения, осуществлению полномочий,

3) неудовлетворительная оценка деятельности главы муниципального образования представительным органом муниципального образования по результатам его ежегодного отчета

4) несоблюдение ограничений и запретов и неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом

5) допущение главой муниципального образования, местной администрацией, иными органами и должностными лицами местного самоуправления муниципального образования и подведомственными организациями массового нарушения государственных гарантий равенства прав и свобод человека и гражданина

По действующему федеральному законодательству (Конституция РФ, ФЗ № 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ"), наличие выборных органов местного самоуправления муниципальных образований является обязательным.

Обращаясь к понятию местного самоуправления, в первую очередь необходимо определить, что представляет собой местное самоуправление, какой характер оно носит в современном Российском государстве.

Согласно закону, непосредственно регламентирующего местное самоуправление в РФ, местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя РФ, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории РФ. ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации " от 6 октября 2003 года № 131 , - ст 1.1

Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществление народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций Муниципальный менеджмент: словарь-справочник. Саратов: ПАГС, 2001 Подсумкова А.А., Ракевич И.В..

Профессор А.А. Подсумкова дает в словаре следующее толкование понятия органов местного самоуправления Основы организации муниципального управления: учебное пособие / С.Ю. Наумов, А.А. Подсумкова. - М.: ФОРУМ, 2009. - 352с. - (Профессиональное образование):

Органы местного самоуправления - это выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти.

Выделение органов местного самоуправления из системы органов государственной власти означает их структурно-организационное обособление, но не функциональное. ОМСУ самостоятельны лишь в пределах полномочий, определенных органами государственной власти.

ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ " от 6 10 2003года - далее Закон" дает перечень органов местного самоуправления, которые закреплены в статье 34 главы 6 настоящего закона.

Согласно данной статье, структуру органов местного самоуправления составляют:

местная администрация (исполнительно-распорядительный орган) муниципального образования,

контрольный орган муниципального образования,

иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В законе установлен перечень обязательных органов входящих в структуру местного самоуправления, которые в обязательном порядке должны быть в муниципальном образовании. Таковыми являются:

представительный орган муниципального образования,

глава муниципального образования,

местная администрация (исполнительно-распорядительный орган) муниципального образования.

Данный закон хоть и устанавливает обязательный перечень органов, которые должно иметь каждое муниципальное образование, но и не ограничивает перечень органов и должностных лиц, которые могут иметь в своей структуре органы местного самоуправления.

Уставы ряда муниципальных образований содержит следующую структуру органов местного самоуправления Система государственного и муниципального управления: Учебник для ВУЗов. - М. Издательство РДЛ, 2005. - 592с. Т.В. Грицюк (132):

  • 1) городская дума - представительный орган;
  • 2) администрация города - исполнительно-распорядительный орган;
  • 3) контрольно-счетная палата - контрольный орган;
  • 4) глава города, который является председателем городской думы, - высшее должностное лицо.

Для малочисленных сельских поселений закон предусматривает возможность совмещения функций главы муниципального образования, главы исполнительно-распорядительного органа и председателя представительного органа муниципального образования, что позволит сэкономить средства местного бюджета на содержание аппарата. Данная структура органов местного самоуправления, должна быть закреплена в уставе муниципального образования.

Число создаваемых органов местного самоуправления, их структура и объем компетенции различаются, как правило, в зависимости от следующих факторов: 1) типа муниципального образования; 2) численности жителей муниципального образования; 3) возможностей социально-экономического развития муниципального образования; 4) исторических и иных местных традиций; 5) национальных обычаев; 6) политических интересов; 7) других особенностей.

Закон (в ст. 34) устанавливает порядок определения структуры органов местного самоуправления в случае создания новых муниципальных образований и в случае их преобразования. В данном случае закон 2003 г. закрепляет два способа определения структуры органов местного самоуправления:

непосредственно: населением на местном референдуме, а в муниципальном образовании с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек - на сходе граждан;

опосредованно: представительным органом муниципального образования.

Установленная структура должна быть закреплена в уставе муниципального образования, в нем же должны отражаться и любые изменения в структуре органов местного самоуправления.

Согласно закону (ст. 34) местный референдум или сход граждан по вопросу определения структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования проводится при наличии инициативы жителей этого образования. Такая инициатива должна поступить в течение одного месяца со дня вступления в силу закона субъекта Российской Федерации об установлении границ вновь образуемого муниципального образования, и с ней должна выступить группа жителей, обладающих избирательным правом численностью не менее 3 процентов от общего числа жителей образуемого муниципального образования, обладающих таким правом Государственное и муниципальное управление: конспект лекций.: Высшее образование, 2007. - 211с..

Органы местного самоуправления взаимосвязаны между собой и представляют единую систему, в которой по закону 2003 г. реализован принцип разделения властей.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы