Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы

Система права и система законодательства – тесно взаимосвязанные, но не тождественные явления. С определенной долей условности их соотношение может быть представлено как соотношение содержания и формы.

Система права соотносится с философской категорией «содержание» и представляет собой внутреннюю структуру права, соответствующую характеру регулируемых им общественных отношений.

Система законодательства соответствует категории «форма» и представляет собой совокупность формально-юридических источников права.

Система права характеризует внутреннее устройство права, воспринимаемого с точки зрения юридической абстракции (теоретической модели). Подобная оценка системы права позволяет говорить о ней как об объективном явлении, находящемся вне непосредственной пространственно-временной зависимости.

Система законодательства представляет собой совокупность действующих в пределах данного государства нормативно-правовых актов. В этом смысле законодательство субъективно, поскольку, возникая по воле государства, в порядке предусмотренной государством процедуры, законодательные акты могут по воле того же государства изменяться и отменяться.

Первичным элементом системы права является норма права.

Первичным элементом системы законодательства является нормативно-правовой акт.

Законодательство не может существовать вне права, хотя зачастую содержание законодательных актов может противоречить общеправовым принципам (законодательство тоталитарных государств). В свою очередь, право, получая формально-юридическое закрепление в действующем законодательстве, не может быть сведено только к формальным источникам. Дозволительный тип правового регулирования, в основу которого положены принципы «Разрешено все, что не запрещено законом» и «Не является правонарушением деяние, прямо не предусмотренное в качестве такового законом», предполагает, что законодательное регулирование является лишь частью механизма правового воздействия. Следовательно, право – более объемная по своему содержанию категория, нежели законодательство.

Если система права носит объективный характер, то система законодательства в большей степени подвержена субъективному фактору и зависит во многом от воли законодателя. Объективность системы права объясняется тем, что она обусловлена реально существующими общественными отношениями. Субъективность законодательства относительна, ибо она тоже в известных пределах детерминирована определенными объективными социально-экономическими процессами.

В основе деления права на отрасли и институты лежит предмет и метод правового регулирования. Поэтому нормы отрасли права отличаются высокой степенью однородности. Отрасли же законодательства, регулируя определенные сферы государственной жизни, выделяются только по предмету регулирования и не имеют единого метода. Кроме того, предмет отрасли законодательства включает в себя весьма различные отношения, в связи с чем и отрасль законодательства не является столь однородной, как отрасль права.

Кроме того, внутренняя структура системы права не совпадает с внутренней структурой системы законодательства. Вертикальная структура системы законодательства строится в соответствии с юридической силой нормативно-правовых актов, компетенцией издающего их органа в системе субъектов нормотворчества. В этом плане система законодательства непосредственно отражает государственное устройство страны и, если государство федеративное, то имеют место два уровня законодательства –федеральное законодательство и законодательство субъектов федерации, а если государство унитарное, то уровень законодательства один – центральное законодательство.

Правильное понимание соотношения системы права и системы законодательства способствует повышению эффективности процесса правового регулирования и является необходимым условием оптимизации взаимодействия государства и права.

1. Понятие, основные признаки и структура системы права

Право является очень сложной целостной системой. В юридической литературе существуют два похожих понятия: «система права» и «правовая система», которые тем не менее не тождественны, и их следует различать. Правовая система – понятие более широкое, чем система права. Система права входит в правовую систему, является ключевым элементом в системе.

В отличие от правовой системы система права правовая категория, которая означает внутреннее строение, внутреннюю структуру права любой страны. Она выражается через распределение и построение нормативного материала, с помощью которого ее различные блоки (части) предстают в единстве.

Система права – это объективно обусловленная системой общественных отношений внутренняя структура права, состоящая из взаимосвязанных норм, логически распределенных по отраслям, подотраслям и институтам. Можно сказать иначе: система права – это научно организованная совокупность правовых норм, распределенных по группам – правовым институтам, сведенным в подотрасли, которые в свою очередь образуют отрасли – целостные нормативные образования.

Признаки (черты) системы права :

1. Обусловленность реально существующей системы общественных отношений. Она не может создаваться по субъективному усмотрению людей, она существует объективно;

2. Органическая целостность, единство и взаимосвязь правовых норм, а не их случайный набор. Нормы права, из которых складывается система права, не могут функционировать изолированно. Они взаимно согласованны и целенаправленны;

3. Структурное многообразие. Это означает, что система права состоит из неодинаковых по содержанию и объему структурных элементов, которые логически объединяют, располагают нормативный материал в определенной функциональной направленности.

Исследования системы права следует начинать с предварительного решения вопроса о структурных элементах и критериях построения системы. Под структурой системы понимается единство элементного состава системы и взаимодействие составляющих ее элементов. Структура – это способ связи элементов в системе, обеспечивающих ее направленное функционирование и устойчивость (стабильность).

Структурные элементы системы права :

– нормы права;

– институты права;

– под отрасли права;

– отрасли права.

2. Понятие и виды отраслей права. Внутреннее строение отрасли права

Норма права - «кирпичик» системы права, первоначальный компонент, из которого состоят институты и отрасли права. Не может существовать норма права, которая не входила бы в состав определенного института и отрасли права. Более подробно данный вопрос освещался в предыдущей теме. Поэтому детально останавливаться на норме права не имеет смысла, и мы переходим к следующему элементу системы права.

Институт права – система относительно обособленных от других и связанных между собой правовых норм, регулирующих определенную группу (вид) однородных общественных отношений. Институты права – необходимое звено в целостной системе права. Как правило, каждая отрасль права имеет институты права как свое самостоятельное структурное подразделение. Например, отрасль конституционного права – «институт гражданства», «институт избирательного права». Отрасль гражданского права – институты «купли-продажи», «представительства», «наследования», «возмещения вреда», «дарения». Отрасль уголовного права – институты «необходимой обороны», «крайней необходимости», «задержание лица, явно совершившего общественное опасное деяние». Отрасль экологического права – институт права собственности на природные ресурсы и объекты, институт природопользования, институт правовой охраны природных ресурсов и окружающей среды. Главное назначение институтов права – в пределах своей группы однородных общественных отношений обеспечить цельное, относительно законченное регулирование.

Подотрасль права – система однородных предметно связанных институтов определенной отрасли права. Подотрасли есть у многих отраслей права. Например, гражданское право имеет подотрасли: право собственности, обязательственное право, наследственное право, авторское право и др.; финансовое право – банковское и налоговое право; экологическое – лесное, горное, водное.

Отрасль права – относительно самостоятельная совокупность юридических норм, которая регулирует качественно однородную сферу (род) общественных отношений специфическим методом правового регулирования.

Виды отраслей права. Ведущая отрасль права – конституционное (государственное) право – система принципов и норм конституции, которые закрепляют основы общественного и государственного строя, форму правления и государственного устройства, механизм осуществления государственной власти, правовое положение лиц. Через призму конституционного права можно воспринять правовой образ государства как целостного явления. Над конституционным правом как основной отраслью права надстроены: с одной стороны, административное и гражданское право – две профилирующие отрасли, которые воплощают в предмете и методе регулирования первичные начала публичного и частного права соответственно; с другой стороны, уголовное право – профилирующая отрасль, направленная главным образом на выполнение охранных задач.

Административное право – система правовых норм, регулирующих управленческие отношения в сфере осуществления исполнительной власти, распорядительной деятельности государственного аппарата, его взаимоотношений с другими государственными и негосударственными организациями и гражданами.
Гражданское право – система правовых норм, регулирующих имущественные и личные неимущественные отношения, которые заключаются между физическими и юридическими лицами как равноправными.

Уголовное право – система правовых норм, которые охраняют от преступных посягательств права и свободы человека и гражданина, конституционный строй, все виды собственности и т.п., устанавливая меру уголовной ответственности за их совершение.

По субординации в правовом регулировании различают материальные и процессуальные отрасли права. Материальные отрасли права (материальное право) прямо регулирующее общественные отношения. К ним относятся конституционное (государственное), гражданское, административное, уголовное право.
Процессуальные отрасли права (процессуальное право) – определяют процедуру реализации материального права и являются производными от него.

Материальным отраслям права: административному, гражданскому, уголовному соответствуют процессуальные – административно-процессуальное, гражданско-процессуальное, уголовно-процессуальное право. Административно-процессуальное право – система норм права, которая регулирует порядок осуществления и разбирательства административно-правовых дел, т.е. таких, которые складываются в сфере государственного управления. Гражданское процессуальное право – система норм права, регулирующая порядок разбирательства и разрешения судом гражданских дел, а также порядок исполнения судебных решений. Уголовно-процессуальное право – система норм права, которая регулирует порядок деятельности правоохранительных органов и судов в связи с раскрытием преступлений, расследованием уголовных дел, их рассмотрением в суде и вынесением приговора.

Процессуальные отрасли права имеют свой предмет регулирования, отличающийся от предмета регулирования материальных отраслей права. Им являются так называемые организационные отношения, которые формируются в результате деятельности уполномоченных субъектов, связанные с применением норм материального права. Эти организационные отношения представляют особый слой, по уровню не совпадающий с предметом регулирования материального права.

Нередко отрасли права в романе-германском типе правовых систем объединяют в такие два больших блока, как публичное и частное право.

3. Публичное и частное право

Публичное право – подсистема права, регулирующая государственные, межгосударственные и общественные отношения. Предмет регулирования публичного права : сфера устройства и деятельности государства как публичной власти, всех публичных институтов, аппарата государства, административных отношений, государственной службы, уголовного преследования и ответственности, принципов, норм и институтов межгосударственных отношений и международных организаций.

Признаки публичного права :

1) регулирует отношения между государственными органами либо между частными лицами и государством;

2) обеспечивает публичный интерес – акцентирует внимание на запретах, обязанностях людей перед государством;

3) обеспечивает одностороннее волеизъявление субъектов права;

4) предполагает широкую сферу усмотрения;

5) содержит нормы общие и безличные, имеющие нормативно-ориентационное влияние;

6) характеризуется преобладанием директивно-обязательных норм, рассчитанных на иерархические отношения субъектов и субординацию правовых норм и актов;

7) использует новейшие технические приемы.

Отрасли права, которые входят в публичное право:

1) конституционное право;

2) административное право;

3) уголовное право;

4) финансовое право (включая бюджетное и налоговое);

5) административно-процессуальное право;

6) уголовно-процессуальное право;

7) международное публичное право;

8) международное гуманитарное право.

Частное право – это подсистема права, регулирующая имущественно-стоимостные отношения и личные неимущественные отношения, возникающие по поводу духовных благ и связанные с личностью их участников.

Предмет регулирования частного права : сфера статуса свободной личности, частной собственности, свободных договорных отношений, наследования, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств и т.д.

Признаки частного права :

1) регулирует отношения между частными лицами;

2) обеспечивает частный интерес: акцентирует внимание на экономической свободе, свободном самопроявлении и равенстве товаропроизводителей, защите собственников от произвола государства;

3) обеспечивает свободное волеизъявление субъектов при реализации своих прав;

4) предполагает широкое использование договорной формы регулирования;

5) содержит нормы, которые являются обращенными к субъективному праву и обеспечивающие судебную защиту;

6) характеризуется преобладанием диспозитивных норм, рассчитанных на самоответственность за свои обязанности и действия;

7) сохраняет классическую юридическую технику.

Отрасли права, которые входят в частное право:

1) гражданское право;

4) жилищное право;

5) трудовое право;

6) гражданско-процессуальное право;

7) международное частное право.

Критерии отнесения норм к частному или публичному праву:

1) интерес (публичный, государственный интерес – область публичного права, частный – область частного права);

2) предмет правового регулирования (частному праву свойственны нормы, регулирующие имущественные отношения, публичному – неимущественные отношения);

3) метод правового регулирования (в публичном праве – метод субординации, в частном – координации);

4) субъектный состав (публичное право регулирует отношения частных лиц с государством или между государственными органами, частное – частных лиц между собой).

4. Понятие и структура системы законодательства

Система законодательства – единый комплекс действующих нормативных актов государства, разделяемый на составные элементы в зависимости от характера регулируемых отношений в различных сферах жизни, а также от места органов, принимающих нормативные акты, в общей иерархической системе органов государства.

В зависимости от специфики можно выделить отраслевую (горизонтальную), вертикальную (иерархическую) и федеративную систему законодательства.

Отраслевая (горизонтальная) система законодательства обусловлена предметом правового регулирования, т.е. спецификой регулируемых отношений. В горизонтальной системе законодательства имеются отрасли, совпадающие с одноименными отраслями права (конституционное право – конституционное законодательство, уголовное право – уголовное законодательство и т.д.).

В основе вертикальной (иерархической) системы законодательства лежит разделение нормативных актов по их юридической силе и органам государственной власти, их принявшим. По этим критериям весь действующий нормативно-правовой массив государства делится на законы, принимаемые высшим представительным органом страны или всем населением путем референдума, регулирующие самые важные вопросы общественной жизни и имеющие высшую юридическую силу, и подзаконные нормативные акты, которые должны соответствовать законам и издаваться на их основе. В свою очередь подзаконные акты делятся в зависимости от места соответствующего правотворческого органа в иерархической системе органов государства (нормативные акты, принимаемые главой государства, правительством, органами местного самоуправления и др.).

Федеративная система законодательства определяется федеративной структурой государства и распределением правотворческих полномочий между федеральными органами и органами субъектов. Подразделяется на: а) федеральное законодательство (федеральные законы, указы Президента, постановления Правительства, акты центральных органов исполнительной власти); б) законодательство субъектов федерации (конституции республик, уставы краев, областей, автономных областей, автономных округов, городов федерального значения, законы, указы президентов республик, постановления глав администраций и иные нормативные акты); в) система нормативных актов представительных и исполнительных органов местного самоуправления (решения, постановления, распоряжения и т.д.).

5. Понятие и виды систематизации нормативно-правовых актов

Систематизация нормативно-правовых актов – это деятельность, связанная с упорядочением и совершенствованием законодательных и других нормативно-правовых актов, сведение их в единую внутреннюю согласованную систему.

Виды систематизации : учёт, кодификация, инкорпорация и консолидация.

Учет простейший способ систематизации. Учет может быть журнальным, картотечным и автоматизированным. Организация учета включает в себя систему поиска необходимой правовой информации. Разновидностью учета является систематизация на электронных носителях (создание специализированных компьютерных баз данных). В них законодательные акты группируются по различным критериям, как правило, по предметно-хронологическому.

Инкорпорация – это объединение действующих нормативно-правовых актов в единые сборники без изменения их содержания и с сохранением самостоятельности. При таком способе систематизации законодательные акты объединяются по определенному основанию (хронологическому, тематическому, по органу, издавшему акты) без изменения содержания соответствующих актов. В этом случае может идти речь только о внешней обработке законодательного акта. Так, из него могут быть исключены статьи, потерявшие юридическую силу.

Различают инкорпорацию официальную и неофициальную . В первом случае издастся и утверждается соответствующим компетентным органом инкорпорационный сборник, который является официальным источником законодательства. Сборники неофициальной инкорпорации такого значения не имеют.

В зависимости от целей систематизации различают хронологическую и предметную инкорпорацию. В первом случае законодательные акты объединяются в соответствии с хронологией (датой издания). Предметная – объединение по тематической направленности, например сборники отраслевых нормативных актов.

Консолидация – способ систематизации, который состоит в объединении разных, но тематически единых законодательных актов в один акт. Это происходит в тех случаях, когда нормативный материал по своему содержанию отвечает современным задачам, но отличается раздробленностью. При создании нового акта все прежние акты утрачивают юридическую силу. Пример консолидации: Указ Президиума Верховного Совета СССР в 1980 г. «О праздничных и памятных днях» заменил 48 актов.

Кодификация – способ систематизации, при котором имеет место как внутренняя, так и внешняя переработка действующего законодательства путем подготовки и принятия нового кодификационного акта. К кодификационным актам относятся своды законов, кодексы, основы законодательства и др.

В теории права различают всеобщую, отраслевую и специальную кодификации.

Всеобщая кодификация представляет собой создание сводных кодифицированных актов по основным отраслям законодательства: свода законов, включающего в себя все основные нормы нрава всех отраслей национальной правовой системы (например, Свод законов Российской империи 1832 г.); основ законодательства, устанавливающих наиболее общие правовые нормы, регулирующие определенные общественные отношения (например, основы соответствующего законодательства в СССР).

Отраслевая кодификация предполагает объединение норм в рамках определенной отрасли. При этом создается соответствующий акт – кодекс. Кодекс - это нормативно-правовой акт, при помощи которого осуществляется комплексное регулирование однородных общественных отношений (гражданский кодекс, уголовный кодекс).

Специальная кодификация объединяет нормы определенного правового института либо нескольких правовых институтов. Например, лесной кодекс, водный кодекс представляют собой совокупность норм, регулирующих специфические однородные отношения.

Выводы

Под системой права понимают исторически созданную, объективно обусловленную внутреннюю структуру права, которая заключается в единстве и согласованности юридических норм, сосредоточенных в относительно самостоятельных отраслях, подотраслях и институтах. То есть система права – это система всех действующих юридических норм определенного государства.
Структурными элементами системы права являются: норма права; институт права; подотрасль права; отрасль права. Не может существовать никакой юридической нормы, которая бы не входила в определенный институт и в определенную отрасль права. На формирование и развитие системы права оказывают влияние система источников, форма права, правовые идеи, принципы, политические цели и задачи. Поэтому в разных странах при одном типе государств могут сложиться разные системы права.

Правовая система общества – это система всех юридических явлений, существующих в определенном государстве или в группе однотипных государств.
В правовую систему входят: самые различные правовые акты; различные виды и проявления правосознания, правовой культуры; режим законности и правопорядка и их реформация (любое правомерное или не правомерное поведение).
Система законодательства – это система всех упорядоченных определенным образом нормативно-правовых актов определенного государства, прежде всего законов. В отличие от системы права система законодательства характеризует ее форму, внешнее выражение, то есть это внутренняя структура законодательства, состоящая из взаимосвязанных нормативно-правовых актов в той или иной сфере общественной жизни.

Система права и система законодательства - это две тесно взаимосвязанные, но самостоятельные категории, представляющие два аспекта одной социальной сущности -права. Система права и система законодательства соотносятся как содержание и форма.

Система права как его содержание - это внутренняя структура права, а система законодательства - это внешняя форма права, которая выражает строение его источников, т. е. систему нормативно-правовых актов. Право не существует вне законодательства, а законодательство в широком смысле этого слова и есть право.

Структура права носит объективный характер, она обусловлена экономическим базисом общества. Обновление системы права связано прежде всего с развитием и совершенствованием общественных отношений, а это в свою очередь способствует появлению новых правовых институтов и отраслей права. Система законодательства, напротив, носит от части субъективный характер, это форма существования правовых норм, средство придания им определенности и объективности, их организации и объединения в конкретные правовые акты.

Система законодательства - это дифференцированная система нормативно-правовых актов, основанная на принципах субординации и скоординированности. Отраслевая обособленность венчает систему законодательства, но обособить в законодательстве можно только то, что обособляется в действительности. В процессе правотворчества законодатель должен исходить из особенностей отдельных подразделений права (институт, отрасль и др.).

Следует отметить, что, несмотря на большое количество общих черт, система права и система законодательства имеют и некоторые различия:

1. Первичным элементом системы права является юридическая норма, а первичным элементом системы законодательства - нормативно-правовой акт.

2. Отрасль права не всегда совпадает с отраслью законодательства. В одних случаях отрасль права существует, однако соответствующая ей отрасль законодательства отсутствует (финансовое право), в других же случаях отрасль законодательства существует без выделения соответствующей правовой отрасли (Таможенный кодекс РФ), в третьих же случаях отрасль права полностью совпадает с соответствующей ей отраслью законодательства (гражданское право и ГК РФ).

3. Система законодательства по объему представленного материала намного шире системы права.

4. Отрасли и институты права подразделяются и по предмету, и по методу правового регулирования; отрасли законодательства подразделяются только по предмету и не имеют единого метода правового регулирования.

5. Внутренняя структура системы права имеет вертикальное строение, это деление системы права на правовые нормы, институты и отрасли. Система законодательства, напротив, имеет вертикальное строение, она строится в соответствии с юридической силой нормативно-правовых актов, компетенцией органа, издающего данные нормативно-правовые акты.

6. Как было указано выше, система права носит объективный характер, система законодательства - в большей степени субъективный характер

17. Методология теории государства и права: характеристика частно-научных методов

18. Методология теории государства и права: понятие, классификация.

Теория государства и права располагает определенным набором методов познания для изучения интересующих ее явлений.

Методы познания – это принципы, способы, приемы познания, совокупность которых принято именовать методологией науки.

Принципы познания. Под принципами познания понимаются те исходные начала, от которых как бы отталкивается наука при исследовании своего предмета. К основным принципам познания, входящим в методологию современной отечественной теории государства и права, следует отнести принципы историзма, объективности, всесторонности, конкретности и плюрализма. Рассмотрим их подробнее.

Принцип историзма. Исторический подход требует рассмотрения государственных и правовых явлений в развитии, их исторической взаимосвязи. Исследуя государство и право, теория должна установить причины их происхождения, проследить основные этапы развития и с этой точки зрения дать научную оценку современного государства и права.

Принцип объективности. Он означает истинное отражение государственно-правовой действительности в научном знании, воспроизведение ее такой, какой она существует реально. Теория дает определения общих понятий о государстве и праве, раскрывает их сущность, формулирует общие закономерности их функционирования, в которых отражается объективная действительность, реальные явления общественной жизни.

Принцип всесторонности. Согласно данному принципу государственно-правовые явления должны исследоваться с различных позиций, в их взаимосвязи с другими явлениями общественной жизни.

Принцип конкретности. Он требует от теории государства и права точного учета всех условий, в которых находится объект познания; выделения главных, существенных свойств, связей и тенденций его развития. Именно практика в итоге подтверждает истинность или неистинность научного знания. Истинность выдвигаемого наукой знания доказывается в полной мере только тогда, когда ей удается найти, воспроизвести и создать явление, соответствующее этому знанию.

Принцип плюрализма. Речь идет о многоаспектности в исследовании государства и права. Если наука концентрирует внимание только на одних сторонах или свойствах явления и пренебрегает другими как несущественными, побочными, она неизбежно заходит в тупик. Плюрализм научного познания означает одновременно и его универсальность, ибо при этом учитываются не только противоречивые взгляды на конкретное государственное или правовое явление, но и неодинаковые представления о его происхождении, сущности, социальной направленности, структуре, перспективах развития. Благодаря плюралистическому подходу к познанию общих закономерностей государства и права теория создает наиболее оптимальную систему знаний, в которой отражаются объективные данные о реальной действительности.

Методы познания. В теории государства и права принято разделять используемые методы на философские, общенаучные и частнонаучные

Система методов государства и права представлена на рис. 3.1.

Философские методы. Они составляют методологическую основу теории государства и права, охватывают всю область научного познания и используются всеми науками без исключения. Философские методы сообщают о том, на каких мировоззренческих, идейных позициях базируется данная наука.

К основным философским методам, выделяемым наукой, относятся диалектико-материалистический и идеалистический методы.

Традиционно общим методом признается метод материалистической диалектики. Выбор данного метода обусловлен тем, что право существует как социальное явление и нет никакого принципиального различия между юридическими и другими общественными науками. Работа метода материалистической диалектики осуществляется в праве, как и в других социальных и философских науках, в нескольких направлениях: от явлений, находящихся в непосредственном опыте, к их сущности, от сущности явлений к конкретному многообразию, в котором они представлены.

Значимость диалектики определяется не только категориями. Кроме названных в нем используются также явление – сущность, количество – качество, причина – следствие, а направленность познания – не просто от незнания к знанию, а от абстракции к конкретным проявлениям того или иного явления в действительности

Генезис и становление целого в рамках диалектического метода является воспроизводством ретроспективного, существующего в действительности отношения. Сам метод начинает работать только с уже сформировавшимися категориями и понятиями.

Теория права продолжает развиваться в рамках нормативной концепции. Право воспринимается как система формально определенных общеобязательных норм, которые гарантированы государством и обеспечены его принудительной силой. Естественным следствием такой трактовки права является, во-первых, примат нормы над правоотношением, которое воспринимается как вторичное и производное. Во-вторых, в гносеологическом плане подобное восприятие права привело к тому, что оно перестало ассоциироваться с чувственной человеческой деятельностью, практикой, а было перенесено в более высокую область духовной жизни.

Диалектический метод претендует на познание собственной природы права, изучает все, что доступно знанию. С помощью диалектического метода осуществляется процесс познания, в котором абстракция превращается в знание конкретной всеобщности.

Представители другого философского направления – идеализма – связывают существование государства и права либо с объективным разумом (объективные идеалисты), либо с сознанием человека, его переживаниями, субъективными и осознанными усилиями (субъективные идеалисты). Концентрируя внимание на отказе от доминирования социального над духовным, субъективные идеалисты утверждают, что не внешние социальные факторы определяют развитие государства и права, а внутреннее духовное начало, заключенное в душе индивидуума. В XX в. получили распространение различные варианты объективно и субъективно-идеалистических подходов к объяснению государства и права. К их числу относятся прагматизм, интуитивизм и аксиологический подход.

Согласно основным постулатам прагматизма (Прагматизм (от греч. pragma, род. п. pragmatos – дело, действие) – это философское учение, трактующее философию как общий метод решения проблем, которые встают перед людьми в различных жизненных ситуациях. С точки зрения прагматизма объекты познания формируются познавательными усилиями в ходе решения практических задач; мышление есть средство для приспособления организма к среде с целью успешного действия; понятия и теории – инструменты, орудия; истина толкуется в прагматизме как практическая полезность. Понятие прагматизма впервые было введено в философию в 1878 г. американским философом Чарльзом Пирсом (1839–1914). Вопросами прагматизма занимались также У. Джемс, Дж. Дьюи, Ф.К.С. Шиллер, Дж. Г. Мид) понятие научной истины неуловимо, ибо истинно все то, что приносит успех. Верно ли идеи о государстве и праве отражают общественные связи, это выявляется лишь при их соотнесении с конкретными практическими результатами.

Интуитивизм (Интуитивизм – течение в философии, видящее в интуиции единственно достоверное средство познания. Интуиция понимается как особая способность сознания, несводимая ни к чувственному опыту, ни к дискурсивному, логическому мышлению. В построении концепции интуитивизма ученые стремились преодолеть разделение интуиции на два вида – опытную и рациональную, посмотрев на ее значение с точки зрения человека (философия жизни А. Бергсона, феноменология Э. Гуссерля, экзистенциализм М. Хайдегтера, интуитивизм Н.О. Лосского)) основан на анализе целостной проблематики государства и права с помощью вдохновения. Ученый-правовед лишь в состоянии мистического соединения с богом может установить, что представляет собой право и государство.

Аксиологический метод (Аксиология (от греч. axia – ценность и logos – слово, учение) – учение о ценностях) представляет собой анализ государства и права как специфических ценностей, с помощью которых социальная группа или общество в целом регулируют соответствующие типы поведения отдельных лиц.

Общенаучные методы. Для познания и объяснения основных закономерностей государственно-правовых явлений теория широко использует логические приемы, посредством которых теоретические принципы исследования переводятся в плоскость реальности, становятся работающей теорией. Речь идет об общенаучных методах изучения государства и права, применяемых на отдельных стадиях научного познания, к которым относятся методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, исторического материализма, методы восхождения от простого к сложному.

Методы анализа и синтеза. Как прием научного мышления анализ (от греч. analysis – разложение) выявляет структуру государства и права, фиксирует их составные элементы, устанавливает характер взаимосвязи между ними. Важным средством логического анализа государственно-правовой надстройки является метод формализации,позволяющий установить логические связи и отношения между исходными, определяющими ее элементами, отвлекаясь от второстепенных свойств и признаков государства и права. Формализация позволяет систематизировать, уточнить и методологически обосновать содержание теории государства и права, выяснить характер взаимосвязи ее различных положений, выявить и сформулировать еще не решенные проблемы. Анализ неразрывно связан с синтезом, соединением элементов в единое целое.

Синтез (от греч. synthesis – соединение) как прием научного познания используется теорией государства и права для обобщения тех данных, которые получены в результате анализа различных свойств и признаков изучаемых явлений. Синтезируя аналитические знания отдельных элементов государства и права, мы получаем представление о государстве и праве в целом.

Методы от индукции к дедукции. Под индукцией (от лат. inductio – наведение, умозаключение от фактов к некоторой гипотезе, т.е. общему утверждению) понимается логический прием, заключающийся в изначальном познании отдельных (первичных) сторон или свойств государства и права, на основе которого затем даются обобщения различного уровня. Например, выявив признаки государственного органа, исследователь может сделать объективный вывод о том, что такое орган государства. Сформулировав понятие органа государства, он идет дальше и делает новый, более обобщенный вывод о том, что такое механизм государства (совокупность государственных органов).

Дедукция (от лат. deductio – выведение) представляет собой цепь умозаключений (рассуждение), звенья которой связаны отношением логического следования.Посредством логических умозаключений от общего к частному, от общих суждений к частным или другим общим выводам познаются общие закономерности и свойства государства и права. Затем, постепенно расчленяя их на определенные группы, единичные образования, им дается научная оценка (определение). Процесс исследования протекает здесь в обратном порядке, характерном для индуктивного метода. Так, познание права можно начинать с изучения его общих признаков и общесистемного строения, после чего обратиться к анализу отрасли права как наиболее крупного структурного подразделения системы права, далее выявить существенные признаки и свойства подотраслей и институтов права и завершить этот процесс исследованием правовой нормы и ее структуры.

Методы исторического материализма. Термин “материализм” употребляется начиная с XVII в. главным образом в смысле физических представлений о материи, а с начала XVIII в. – в философском смысле для противопоставления материализма идеализму.

Материализм (от лат. materialis – вещественный) – это основное научное философское направление, признающее в противоположность антинаучному положению идеализма первичность материи по отношению к духу вне и независимо от сознания. Историческими формами материализма являются античный материализм (Демокрит, Эпикур); материализм эпохи Возрождения (Б. Телезио, Дж. Бруно); метафизический (механистический) материализм XVII–XVIII вв. (Г. Галилей, Ф. Бэкон, Т. Гоббс, П. Гассенди, Дж. Локк, Б. Спиноза; французский материализм XVIII в. (Ж. Ламетри, К. Гельвеций, П. Гольбах, Д. Дидро); антропологический материализм (Л. Фейербах); диалектический материализм (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин).

К общенаучным методам также можно отнести системный, функциональный и герменевтический методы. Системный метод изучает государство и право, государственно-правовые явления с позиции их системности. С ним тесно связан функциональный метод, который заключается в выяснении функций государства и права и их элементов. Герменевтический метод исходит из того, что текст нормы есть документ особого мировоззрения автора и толкуется с позиции современного исследователя совершенно по-другому. Поэтому данный метод предполагает вкладывать в исследуемые понятия именно то содержание, которое подразумевал их автор.

Частнонаучные методы. Общенаучные методы, рассмотренные нами ранее, определяют лишь общие подходы к решению проблем юридической науки, поэтому наряду с ними существуют частнонаучные, или специальные, методы, которые используются лишь в рамках определенной науки, т.е. позволяют непосредственно получить конкретные знания по вопросам государства и права. Такого рода методы можно классифицировать на специальные неюридические и специальные юридические методы.

К первой группе относятся методы статистический, структурного анализа, общие социальные методы, кибернетический.

Статистический метод основан на анализе количественных показателей, отражающих состояние и динамику того или иного явления (например, преступности, уровня законности и т.д.). Он включает наблюдение за явлениями, сводную обработку данных, их анализ и применяется при изучении явлений, отличающихся массовостью иповторяемостью (Статистика (нем. Statistik, от итал. stato – государство) – это вид практической деятельности, направленной на собирание, обработку, анализ и публикацию статистической информации, характеризующей количественные закономерности жизни общества во всем ее многообразии (экономики, культуры, морали, политики и др.). В этом смысле под статикой понимают и совокупность сводных, итоговых показателей, относящихся к какой-либо области общественных явлений. Статистика разрабатывает специальную методологию исследования и обработки материалов: массовые статистические наблюдения, метод группировок, средних величин, индексов, балансовый метод, метод графических изображений).

Методы структурного анализа. Анализ государственно-правовых объектов как сложных систем, противоречивых по характеру и многообразию протекающих в них процессов, требует применения целого комплекса методов, в том числе и тех, которые применяются в других областях современного знания.

Общие социальные методы (анкетирование, тестирование, опросы, наблюдение, эксперимент и т.п.) используются для поиска оптимальных вариантов правовых решений, разработки обоснованных прогнозов в области проведения социально-правовых реформ, контроля над преступностью, включая ее организованные и наиболее опасные формы. Социальный метод требует, чтобы предлагаемые научные рекомендации основывались на обстоятельном изучении и учете всех социальных факторов, конкретно и всесторонне оценивали действенность, социальную значимость и последствия решений в области права и государства.

Кибернетический метод представляет собой прием, связанный с использованием понятий и технических средств кибернетики (Кибернетика (от греч. kybernetike – искусство управления) – это наука об управлении, связи и переработке информации. Основной объект исследования кибернетики составляют так называемые кибернетические системы, рассматриваемые абстрактно, вне зависимости от их материальной природы. Примеры кибернетических систем – автоматические регуляторы в технике, ЭВМ, человеческий мозг, биологические популяции, человеческое общество. Каждая такая система представляет собой множество взаимосвязанных объектов (элементов системы), способных воспринимать, запоминать и перерабатывать информацию, а также обмениваться ею) (например, понятий “управление”, “обратная связь”) и т.д. Данный метод используется для проектирования средств автоматизированной обработки, хранения, поиска правовой информации.

К специально юридическим методам относятся формально-логический, сравнительный, исторический методы.

Формально-логический (или догматический (Догма (от греч. dogma – мнение, учение, постановление) – это положение, принимаемое на веру за непреложную истину, неизменную при всех обстоятельствах. Догма права является одним из направлений юридической науки и заключается в изучении, комментировании, систематизации и толковании норм действующего права)) метод позволяет формулировать понятия, отражающие отдельные, общие стороны, выявлять свойства правовых явлений либо явлений в целом, например абстракция “субъект права”. Этот метод позволяет найти несоответствие тех или иных правовых норм реалиям общественной жизни, противоречия правовых актов между собой и т.п., и следовательно, дает возможность на научной основе поставить вопросы о принятии новых законов, изменении или отмене действующих правовых актов.

Сравнительный метод вводит в государственно-политическую и правовую практику приемы сопоставления сходных объектов познания, существующих одновременно или раздельно в известном периоде времени. При этом различают макросравнение (сравнение правовых систем) и микросравнение (сравнение элементов правовых систем). Этот метод помогает выявить особенности правовых взглядов и правовых норм различных народов в различные исторические эпохи. Сравнительный анализ применяется для сравнения правовых норм в разных странах в одно и то же время или в одной и той же стране в разное время.

Исторический метод является основным способом познавания права и государства, исторических, политических и правовых учений, т.е. закономерностей становления и развития государства и права.

Совокупность указанных методов и приемов научного исследования и составляет методологию теории государства и права как науки.


Похожая информация.


Понятие и основные признаки системы права. Система права - это объективно обусловленное организацией общественных отноше­ний внутреннее строение права, выражающееся в единстве и согла­сованности действующих в государстве правовых норм и разделении права на относительно самостоятельные части - нормы, институты и отрасли права.

Основные признаки системы права:

Объективность (право не складывается по воле политических властей, а формируется в процессе закономерного развития общественных отношений);

Отражает существующий в обществе уровень отношений, пра­вовой культуры;

Система права - это многообразное правовое явление, вклю­чающее в себя не одинаковые по своему объему и содержа­нию, но органично взаимосвязанные структурные элементы (нормы права, институты и отрасли права);

Система права характеризуется единством и взаимосвязью норм, ее составляющих;

Является частью других более крупных и сложных систем: национальной правовой системы и системы международного права.

Элементами системы права являются нормы, отрасли и инсти­туты права. В свою очередь отдельные отрасли права могут состоять из подотраслей, а некоторые институты иногда представляют собой сложные и объемные конструкции, называемые субинститутами. Правовые нормы являются основой системы права, и именно они, объединяясь в обособленные группы по критерию особенностей правового регулирования той или иной сферы общественных отно­шений, составляют в совокупности содержание конкретных инсти­тутов и отраслей права.

Отрасли и подотрасли права. Отрасль права - это совокупность обособленных юридических норм, регулирующих качественно од­нородную группу общественных отношений.

Все отрасли права отличаются друг от друга в зависимости от предмета и метода правового регулирования. Предметом правового регулирования выступают однородные группы общественных отно­шений, регулируемые правом. Сферы общественных отношений, на которые воздействует право, разнообразны и отличаются друг от дру­га (имущественные, управленческие и др.). По критерию предмета правового регулирования можно выделить около 30 отраслей права. Метод правового регулирования, по общему правилу, - это способ (или совокупность способов) воздействия на определенную сферу общественных отношений: императивный - нормы-запреты (уго­ловное, административное, финансовое право); диспозитивный - да­ет субъектам возможность выбора варианта поведения в рамках за­кона (гражданское право). Убеждение и принуждение присущи для всего права. Методы определяются предметом правового регулиро­вания, т.е. разнообразием общественных отношений.

Исходя из этих оснований (по предмету и методу), рассмотрим классификацию основных отраслей права.

Публичное право - то, что относится к интересам государства, или: совокупность отраслей права, поддерживающих и охраняющих государственный и политический строй, устанавливающих ответст­венность за нарушение существующей системы общественных от­ношений (конституционное, уголовное, административное и другие отрасли права).

Частное право - то, что служит интересам отдельных лиц, или: совокупность отраслей права, которые выражают и защищают част­ные интересы отдельных лиц (гражданское, предпринимательское, семейное, патентное, страховое, трудовое право и др.).

Материальные отрасли права прямо регулируют общественные отношения: закрепляют государственный строй, положение и струк­туру госорганов, устанавливают права и обязанности граждан и ор­ганизаций.

Процессуальные отрасли определяют процедуру реализации норм материального права и производны от него (гражданско-процес­суальное, уголовно-процессуальное право, административно-право­вой процесс, арбитражный и конституционный процесс).

Базовые (основные) отрасли права распространяют свое действие на все субъекты правовой действительности (конституционное, уго­ловное, административное и др.). Специиализированные (специаль­ные) отрасли права регулируют относительно узкие, конкретные формы общественной жизни применительно к специфическим субъ­ектам (трудовое, семейное, земельное, финансовое, предпринима­тельское, экологическое право и др.). Комплексные отрасли права регулируют отношения в какой-либо определенной сфере деятель­ности, но при этом относящиеся к разным отраслям права (сель­скохозяйственное, коммерческие, экологическое и др.).

Каждая отрасль права имеет свои специфические черты и ха­рактерные признаки в зависимости от отражаемых и регулируемых ею общественных отношений. Bнутри отдельных отраслей права выделяют так называемые подотрасли - совокупности специальных правовых норм и институтов, направленных на регулирование спе­цифичной области общественных отношений.

Институты и субинституты права. B рамках отрасли права юри­дические нормы группируются в определенные блоки - институты и субинституты права.

Институт права - совокупность относительно обособленных юридических норм, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений внутри отрасли права. Правовой инсти­тут характеризуется наличием некоторых обязательных признаков: однородностью регулируемой сферы общественных отношений; само­стоятельным предметом правового регулирования; единой функцией;

наличием норм, сходно регулирующих данное отношение; юриди­ческим единством норм и др.

Институты права бывают простыми, или отраслевыми, состоя­щими из норм одной отрасли права (например, институт залога в гражданском праве, институт договора в гражданском праве, инсти­тут административной ответственности в административном праве и т.д.) и сложными, или комплексными, включающими в себя сово­купность норм, входящих в состав различных отраслей права, но регулирующих взаимосвязанные родственные отношения (избира­тельное право, например, регулируется конституционным, админи­стративным, уголовным правом; институт собственности включает в себя нормы конституционного, гражданского, семейного, адми­нистративного, уголовного и иных отраслей права).

Зачастую в рамках одного комплексного правового института выделяется совокупность правовых норм, регулирующих сходные общественные отношения. В таком случае принято говорить о на­личии правовых субинститутов. Например, в семейном праве ин­ститут алиментных обязательств подразделяется на субинституты алиментных обязательств родителей и детей, супругов и бывших супругов; институт ренты в гражданском праве включает в себя такие разновидности, как постоянная рента, пожизненная рента, пожиз­ненное содержание с иждивением; институт телесных повреждений в уголовном праве делится на субинституты легких, средних и тяж­ких телесных повреждений и др.

Соотношение системы права и системы законодательства. Право не существует вне законодательства, которое в самом широком смыс­ле можно определить как органическое единство (совокупность) всех имеющихся в государстве нормативных актов общегосударст­венного значения, подразделенных на соответствующие отрасли.

Система права и система законодательства - это очень близкие понятия. Вместе с тем, по отдельности они представляют собой со­вершенно разные явления. Так, если система права имеет первичный характер, то система законодательства формируется на ее основе; если система права - это внутренняя структура самого права, скла­дывающаяся из норм, институтов и отраслей права, то система зако­нодательства - это совокупность собственно нормативных правовых актов, т.е. источников права; если первичным элементом системы права является норма права, то в основании системы законодатель­ства находится статья нормативного правового акта; если система права складывается из достаточно ограниченного числа отраслей, то система законодательства состоит из весьма большого, точнее сказать, не поддающегося точному подсчету количества нормативных правовых актов; если в рамках системы права отсутствуют какие- либо межотраслевые образования, то система законодательства «мо­заична» и характеризуется наличием комплексных отраслей.

Среди отраслей законодательства выделяются следующие: отрасль законодательства как совокупность правовых норм и нормативных актов, регулирующих качественно определенный вид общественных отношений, являющихся предметом регулирования одной отрасли права; внутриотраслевое законодательство закрепляет нормы опреде­ленной подотрасли или института права, которые регулируют разно­видность отраслевых общественных отношений (например, законо­дательство об административной ответственности в рамках админи­стративного права; авторское законодательство в составе отрасли гражданского законодательства; горное, водное, лесное законода­тельство как внутриотраслевые элементы земельного законодатель­ства; банковское законодательство в составе финансового законода­тельства); комплексная отрасль законодательства состоит из норм нескольких отраслей права, которые регулируют различные по сво­ему видовому содержанию отношения, составляющие относительно самостоятельную сферу общественных отношений (например, транспортное законодательство, законодательство об образовании, законодательство, регулирующее правовое положение отдельных групп населения (молодежи, женщин, ветеранов, инвалидов и др.).

Система права и система законодательства должны рассматриваться как самостоятельные явления, хотя на первый взгляд соотносимы и взаимосвязаны. Они различаются между собой как содержание и форма.

Соотношение системы права и системы законодательства:

1) система права как его содержание– это внутренняя структура права, отвечающая характеру регулируемых им общественных отношений;

2) система законодательства – это внешняя формаправа, показывающая строение его источников, которые находятся в отношениях взаимодействия и взаимосвязи друг с другом, образующих определенное единство, целостность, систему нормативно-правовых актов;

3) право, таким образом, не может работать вне законодательства, а законодательство в его широком понимании и является правом;

4) проводить анализ структуры системы права необходимо вместе с внешней формой права, которой является система законодательства, что позволит правильнее и полнее определить и различить два на первый взгляд одинаковых правовых явления.

Законодательствоявляется прежде всего местом закрепления правовых норм и средством придания им определенности и объективности, их организации и объединения в правовые акты.

Строение законодательства воспринимается правоведами как система только потому, что оно является внешним проявлением объективно действующей структуры права.

Структура права является закономерностью. При исследовании системы законодательства, строении нормативно-правовых актов проявляется реальная, объективно обусловленная потребность работы самостоятельных отраслей права, подотраслей, юридических норм.

Между системой права и системой законодательства можно выделить, таким образом, следующие различия:

1) норма права – это первичный элемент системы права. В то же время первичным элементом системы законодательства является нормативно-правовой акт;

2) система законодательства по своему объему материала обширнее системы права, так как включает в свое содержание положения, которые в собственном смысле не могут быть отнесены к праву;

3) деление права на отрасли и институты, в отличие от законодательства, базируется на предмете и методе правового регулирования;

4) структура системы права не совпадает с внутренней структурой системы законодательства;

5) система права имеет объективный характер. А система законодательства создается под большим влиянием субъективного взгляда законодателя. Разграничение между системой законодательства и права вызвано главным образом потребностями классификации, систематизации законодательства, деятельностью органов государственной власти, направленной на упорядочение законодательства, а также создание стройной, логичной системы.

В результате понимание правильного соотношения между системой права и системой законодательства связано со следующим выводом. Соотношение системы права и системы законодательства – характеристики, которые позволяют различить два термина правовой теории, выражающиеся в доступности и сокращении ненужной множественности актов, реализации их работы по их согласованию и правильному применению.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы