Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы

Задача №1. Что означает принцип федерализма в финансовой деятельности государства? В каких актах данный принцип находит свое законодательное закрепление

принцип федерализм финансовый государственный

Федерация и субъекты федерации - это равноправные партнеры. Субъекты федерации, утрачивая при вхождении в федерацию свой государственный суверенитет, сохраняют статус национально-государственных образований. Как результат: не государство наделяет их полномочиями, а они, создавая новое государственное образование, определяют как его, так и собственные предметы ведения. Содержание второго отличия федераций от унитарных государств состоит в ограничениях, не позволяющих признать субъектом федерации любую пожелавшую того страну либо регион. Субъектом федерации признается только экономически самодостаточный партнер. Это означает, что он должен быть способен обеспечить каждодневные потребности своего населения, содержать государственный аппарат, отвечать по обязательствам и т.п. за счет собственных ресурсов. Иные, неспособные реализовать данный принцип территориальные образования получают статус автономий, ассоциированных членов и проч. Два названных отличия федераций от унитарных государств порождают систему, позволяющую говорить о формировании внутри федераций особой системы общественных отношений - федеративных отношений. Основополагающими элементами данной системы выступают:

  • 1. межбюджетные отношения,
  • 2. отношения собственности,
  • 3. система государственного территориального управления.

Под принципами федерализма понимаются исходные концептуальные положения теории федерализма и федеративного государственно-территориального устройства, которые интегрируют в себе идеальные представления и нормативные предписания об организации и функционировании системы государственно-правовых отношений на общегосударственном и региональном уровнях в их взаимодействии и сбалансированности интересов. Они охватывают определенные свойства федерализма, обусловливая вид федерации, ее структуру, характер взаимоотношений между совокупным государством и его частями, основы разграничения компетенции между федеральными и региональными органами государственной власти, а также определяют сущность и содержание федеративного государственно-территориального устройства. В российской и германской конституционно-правовой теории и практике нет единого подхода к системе принципов федерализма.

Принципы формирования федеративных отношений в РФ выступают фундаментом федеративного устройства России. Принцип равноправия и самоопределения народов в России отражает многонациональный характер РФ. Нации (народы), проживающие на территории России, наделяются одинаковым объемом прав и обязанностей и им предоставляется право самоопределиться в территориальном образовании, выступающем в качестве составной части РФ. Принцип добровольного объединения территориальных образований на конституционной основе говорит о статусе России как конституционной федерации. Конституционная (недоговорная) природа федерации определяется рядом обстоятельств. Во-первых, Россия как суверенное федеративное государство существовала на момент подписания Федеративного договора; во-вторых, Федеративный договор не признан составной частью Конституции РФ и в случае несоответствия его положений Конституции РФ действуют положения Основного закона; в-третьих, Федеративный договор имеет своим назначением разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ; в-четвертых, российский многонациональный народ самоопределился в федеративное государство путем принятия Конституции РФ, которая устанавливает основы конституционного строя государства, правовой статус личности, федеративное устройство, систему высших органов государственной власти и местное самоуправление.

Принцип организации федерализма в РФ на основе территориального и национально-территориального признаков свидетельствует о том, что российское государство образуют две группы субъектов: национально-территориальные (республики, автономная область и автономные округа) и территориальные (края, области и города федерального значения) образования. В работе делается вывод о целесообразности сохранения в ближайшее время существующего подхода к построению РФ. Принцип признания государственного суверенитета РФ предопределяет верховенство России (в решении своих внутренних дел) и ее независимость (во внешних сношениях). Свойства верховенства и независимости исключают существование двух уровней суверенных властей и не допускают суверенитета ни республик, ни иных субъектов РФ. Проявлением государственного суверенитета РФ является признание государственно- правового приоритета России над ее составными частями, который имеет несколько проявлений. Во-первых, в провозглашении верховенства федерального права над правом субъектов РФ (ч. 1 ст. 15, ч. 5 ст. 76 Конституции РФ); во-вторых, в ограничении организации региональных органов государственной власти основами конституционного строя (ч. 1 ст. 77 Конституции РФ); в-третьих, в разграничении предметов ведения между РФ и ее субъектами (ст. 71-73 Конституции РФ).

Принцип федерализма в финансовой деятельности государства проявляется в установлении Конституцией РФ разграничения компетенции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области финансов. Так, в ст. 71 Конституции РФ зафиксировано, что в ведении Российской Федерации находятся: финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежная эмиссия, федеральные банки, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы. К совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (ст. 72 Конституции РФ). Процесс дальнейшего расширения прав субъектов Российской Федерации в финансовой деятельности не должен нарушать основные конституционные положения, закрепляющие правомочия Российской Федерации - центра управления финансами страны.

Самостоятельность и государственная поддержка местного самоуправления как принципы осуществления финансовой деятельности местного самоуправления основываются на ст. 132 Конституции Российской Федерации, согласно которой:

  • 1. Органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы.
  • 2. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

Финансовая деятельность осуществляется различными методами. Их разнообразие зависит от многих факторов: от субъекта финансовых взаимоотношений, от условий аккумуляции и использования денежных средств и т. д. В юридической литературе принято делить методы осуществления финансовой деятельности на две группы: методы собирания денежных средств и методы их распределения и использования.

Важнейшим методом собирания денежных средств в государственные (федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации) и местные бюджеты является налоговый метод - метод установления и введения налогов, с помощью которого изымаются в той или иной форме, в обязательном порядке, в установленные сроки и в установленном размере денежные средства для зачисления их в бюджеты определенного уровня. Другим методом собирания денежных средств является метод обязательных платежей (взносов) в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования). В литературе их принято называть "социальными" налогами. Также к методам собирания денежных средств относится метод добровольных взносов - покупка государственных и муниципальных ценных бумаг, пожертвования, вклады в банки и т. д. Данный метод применяется при осуществлении финансовой деятельности и хозяйствующими субъектами.

При распределении, использовании государственных фондов денежных средств, а также средств местного бюджета применяются два важнейших метода: метод финансирования и метод кредитования. Метод финансирования выражается в безвозмездном и безвозвратном предоставлении денежных средств. Кредитование означает выделение (предоставление) денежных средств, как правило, на условиях возмездности (платности) и возвратности. Метод финансирования применяется в отношении государственных и местных (основанных на муниципальной собственности) организаций; метод кредитования - как в отношении государственных организаций, так и иных, негосударственных, организаций. В условиях перехода к рыночным отношениям, дефицита бюджета бюджетным законодательством предусмотрена возможность выделения средств из бюджета на условиях возвратности и возмездности: бюджетный кредит и бюджетная ссуда.

Особенностью финансовой деятельности является то, что ее осуществляют все органы государственной власти в зависимости от их компетенции. Так, в соответствии с Конституцией РФ Государственная Дума обсуждает и принимает федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, кредитного, таможенного регулирования; денежной эмиссии. Федеральные законы, принятые Государственной Думой, подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации.

Президент Российской Федерации подписывает и обнародует федеральные законы.

Полномочия Правительства РФ в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики определены Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации". В частности, Правительство РФ обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет, обеспечивает его исполнение и т. д.

Представительные и исполнительные органы субъектов Российской Федерации, местного самоуправления выполняют на соответствующей территории функции в области финансов в пределах своей компетенции.

Органы государственного управления РФ и субъектов Российской Федерации, выполняя свои основные задачи в определенной сфере деятельности, осуществляют одновременно и финансовую деятельность, которая обеспечивает выполнение ими своих основных задач и функций. Наряду с органами государственного управления, осуществляющими финансовую деятельность в связи с выполнением своих основных задач и функций, созданы органы государства специально для осуществления финансовой деятельности, которые в своей совокупности получили название "финансовая система".

Для осуществления финансовой деятельности в качестве основной своей задачи были созданы следующие специальные органы государственного управления:

  • 1. Министерство финансов Российской Федерации и соответствующие органы субъектов РФ;
  • 2. Федеральное казначейство Российской Федерации;
  • 3. Министерство Российской Федерации по налогам и сборам.

Особое место среди специальных органов государственного управления, созданных для осуществления финансовой деятельности, занимает Центральный банк Российской Федерации (Банк России).

Задача №2. Д. является главой фирмы "Нормидокс", зарегистрированной и расположенной в иностранном государстве, не имеет гражданства РФ. В целях налаживания контактов с российскими организациями. Д. подал запрос на разрешение въезда и проживание в РФ на срок 6 месяцев. По сведениям правоохранительных органов Д. имеет связи с международными террористическими организациями, оказывает финансовую помощь за счет прибыли компании, им возглавляемой. На основании этого Федеральная служба по финансовому мониторингу приняла решение о нежелательности пребывания данного гражданина на территории РФ, в связи с чем Д. было отказано в предоставление визы на проживание в РФ.

Обоснованы ли действия Федеральной службы по финансовому мониторингу

Вправе ли указанная служба запрашивать органы МВД РФ, другие органы исполнительной власти сведения о финансовой деятельности фирмы, зарегистрированной в другом государстве?

Перечислите правовые акты (с указанием названия, №, даты принятия, даты последних изменений), регулирующие порядок предоставления информации и документов Федеральной службе по финансовому мониторингу РФ органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, и назовите источники их опубликования.

  • 1. Действия федеральной службы по финансовому мониторингу обоснованы.
  • 2. Федеральная служба по финансовому мониторингу является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию и координации деятельности в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Свою деятельность Федеральная служба по финансовому мониторингу осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы

В соответствии с возложенными на нее задачами Федеральная служба по финансовому мониторингу осуществляет контроль и надзор за операциями (сделками) с денежными средствами и имуществом, выполнением юридическими и физическими лицами требований законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, привлечение к ответственности лиц, допустивших нарушение этого законодательства.

Она имеет право проводить в пределах установленной сферы деятельности проверочные мероприятия, разрабатывать и утверждать методические материалы и программы проведения контрольных мероприятий.

Федеральная служба по финансовому мониторингу имеет право запрашивать органы МВД РФ, другие органы исполнительной власти сведения о финансовой деятельности фирмы, зарегистрированной в другом государстве.

3. Пункт 5.6. Постановления Правительства РФ от 23.06.2004 N 307 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу". Текст документа опубликован в изданиях "Собрание законодательства РФ", 28.06.2004, N 26, ст. 2676, "Российская газета", N 136, 29.06.2004.

Постановление от 17.04.2002 № 245 "Об утверждении положения о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом". Текст документа опубликован: "Собрание законодательства РФ", 22.04.2002, N 16, ст. 1572,"Российская газета", N 74, 24.04.2002.

Постановление Правительства РФ от 14.06.2002 N 425 (ред. от 24.10.2005) "Об утверждении Положения о предоставлении информации и документов Федеральной службе по финансовому мониторингу органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления" Первоначальный текст документа опубликован в изданиях "Российская газета", N 111, 22.06.2002, "Собрание законодательства РФ", 24.06.2002, N 25, ст. 2457.

Задача №3. Областная Дума С-ской области приняла Закон "О введении налога на пользователей мобильных телефонов". Данный закон предусматривает уплату налога с владельцев мобильных телефонов в размере 0,1 % стоимости мобильного телефона ежемесячно и направление полученных средств на выплаты социально не обеспеченным слоям населения. Гражданин П, владелец магазина, реализующего мобильные телефоны, обратился в арбитражный суд с иском о признании нормативного акта Областной Думы недействительным.

Какое решение должен принять суд

Обращаясь в суд с заявлением о признании нормативного акта недействительным, гражданин стремится защитить прежде всего личные права и интересы, но их следует понимать достаточно широко. Решение по таким делам всегда направлено на защиту не только частного интереса заявителя, но и публичного интереса, поскольку нормативный акт касается неопределенного круга лиц и рассчитан на многократное применение. От качества нормативных актов зависит уровень законности и правопорядка, и в этом также заключается интерес гражданина, обратившегося в суд. Такая особенность дел данной категории не всегда учитывается в судебной практике.

Основанием для принятия судом решения о признании акта государственного органа и органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту (незаконность акта), так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица. Под охраняемым законом интересом обычно понимается юридический интерес. Несоответствие акта закону охватывает: неправильное толкование или применение закона при принятии акта; издание акта соответствующим органом с превышением своих полномочий или нарушением процедуры его принятия; привлечение к ответственности, не предусмотренной нормативными актами, и др. нарушения. При этом необходимо наличие факта нарушения незаконным актом (действием, бездействием) прав и интересов лица, обратившегося за защитой к суду.

Под подающим иск можно понимать как лицо, которому акт адресован, так и иных лиц, если акт нарушает их права и интересы. С заявлением о признании недействительным акта государственного органа и органа местного самоуправления, кроме лиц, права которых нарушены, в суд могут обратиться прокурор, государственные органы и органы местного самоуправления в случаях, когда соответствующим актом нарушены государственные или общественные интересы. Статья 12 ГК РФ развивает конституционную норму, предоставляет суду право признавать не соответствующие закону управленческие акты недействительными.

Дела об оспаривании действительности нормативно-правовых актов рассматриваются в соответствии с ГПК РФ.

Статья 191. Порядок рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов

  • 1. Дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе.
  • 2. Производство по делам об оспаривании нормативных правовых актов возбуждается на основании заявлений заинтересованных лиц, обратившихся с требованием о признании такого акта недействующим.
  • 3. Дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражных судов.

Статья 192. Право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании нормативного правового акта недействующим

  • 1. Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
  • 2. Прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, с заявлениями о признании нормативных правовых актов недействующими, если полагают, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
  • 3. Обращение заинтересованного лица в вышестоящий в порядке подчиненности орган или к должностному лицу не является обязательным условием для подачи заявления в арбитражный суд, если федеральным законом не установлено иное.

В случае, рассматриваемом в данной ситуации, суд должен принять решение о запрете данного нормативно-правового акта по причине несоответствия его номам ГК РФ и НК РФ.

Задача №4. Председатель Правительства РФ обратился в Совет директоров Банка России с просьбой выдать Правительству РФ денежные средства для погашения задолженности работникам бюджетной сферы по заработной плате. Возврат кредитованных средств гарантировался ценными бумагами государственного займа.

Дайте юридическую оценку подобной просьбе. Может ли Правительство РФ обязать Банк России выплачивать указанные денежные средства

Участниками данного казуса является ЦБ РФ и Правительство РФ. Правовое положение ЦБ РФ регулируется ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и Конституцией РФ. Правовое положение же Правительства РФ регулируется, в первую очередь, Конституцией РФ и ФКЗ «О правительстве РФ». Статья 75 Конституции РФ закрепляет, что защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка РФ, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти, т.е. провозглашает независимость ЦБ от любой из ветвей власти, в том числе и исполнительной.

В соответствии со ст. 22 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России не вправе предоставлять кредиты Правительству Российской Федерации для финансирования дефицита федерального бюджета, покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, за исключением тех случаев, когда это предусматривается федеральным законом о федеральном бюджете.

Банк России не вправе предоставлять кредиты для финансирования дефицитов бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Тот же принцип закреплен и в ст.92 БК РФ, как основного документа, регулирующего бюджетную политику Правительства РФ, в том числе и вопросы покрытия дефицита бюджета:

Кредиты Центрального банка Российской Федерации, а также приобретение Центральным банком Российской Федерации государственных ценных бумаг Российской Федерации при их размещении не могут быть источниками финансирования дефицита федерального бюджета.

Таким образом, просьба Правительства РФ к Банку России о выдаче денежных средств для покрытия задолженности по з/п (т.е. по покрытию дефицита по статье бюджета) не может быть удовлетворена в силу прямого запрета, установленного законом.

Может ли Правительство РФ обязать Банк России выплатить указанные денежные средства? Во-первых, данное действие (выдача кредита) прямо запрещена законом. Во-вторых, Правительство РФ не входит в органы управления ЦБ РФ, указанных в законе. В-третьих, ст. 15 ФКЗ «О правительстве РФ» не наделяет данный орган государственной власти полномочиями по руководству деятельностью Банка России. В-четвертых, независимость ЦБ РФ закреплена ст.75 Конституции РФ.

Поэтому просьба Правительства РФ о выдаче ему кредита для погашения задолженности является неправомочной, и оно не может обязать Банк России выплатить денежные средства.

В России несколь-ко видов субъектов Федерации. Статья 1 Конституции РФ определяет, что в состав РФ входят республики, края, облас-ти, города федерального значения, автономная область, ав-тономные округа. Все субъекты равноправны.

Наша Конституция допускает принятие в состав РФ нового субъекта. Это делается в порядке, установленном федераль-ным конституционным законом.

Статья 5 Конституции РФ определяет основополагающие принципы российского федерализма :

Государственная целостность. Несмотря на то, что республики в ч. 2 ст. 5 Конституции РФ называются «госу-дарствами», они, как и другие субъекты, не имеют полной самостоятельности. Территория федерации состоит из терри-тории ее субъектов, которые не имеют права свободного вы-хода из Российской Федерации.

Единство системы государственной власти . Субъек-ты федерации самостоятельно устанавливают свою систему органов государственной власти. Их власть, так же как и фе-деральная, делится на законодательную , исполнительную и судебную . Но решения органов государственной власти субъектов не должно противоречить федеральным решени-ям. Поэтому по вопросам ведения Российской Федерации и совместного ведения федерации и субъектов органы исполнительной власти образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. В случае противоречия актов субъектов федерации федеральным актам Президент РФ может приостановить действие акта субъекта до решения это-го вопроса соответствующим судом.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государ-ственной власти субъектов Российской Федерации. Разграничение полномочий происходит следующим образом. Конституция РФ содержит два списка. Первый устанавливает предметы исключительного ведения России (ст. 71). Это те полномочия, по которым решения следует принимать только на федеральном уровне. Второй список включает предметы совместного ведения органов власти РФ и органов власти субъектов РФ (ст. 72). Это круг полномочий, по которым решения принимаются со-вместно Федерацией и ее субъектами. Конституция не содер-жит третьего списка, так как в нем нет необходимости: все вопросы, которые не вошли в первые два упомянутых пе-речня, самостоятельно решаются органами власти субъектов РФ (ст. 73).

Провозглашение равноправия субъектов Российской Федерации. Все субъекты РФ между собой равноправны, не важно, является субъект республикой или городом феде-рального значения. Все субъекты имеют равные права при проведении выборов в Государственную Думу, представители от каждого субъекта входят в состав Совета Федерации. Им пре-доставлены равные основания для заключения договоров о раз-граничении предметов ведения и т. д. Естественно, различные субъекты РФ обладают различными экономическими, социаль-ными и политическими особенностями. В то же время респуб-лики поставлены в привилегированное положение по сравнению с другими субъектами РФ, но об этом ниже.


Равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации . Данный принцип гарантирует всем проживаю-щим в России народам, независимо от численности, одина-ковые права, в том числе на избрание своей национальной государственности в составе РФ.

Основы конституционного статуса Российской Федера-ции и субъектов Российской Федерации

Конституционный статус России — это главнейшие черты российской федеративной государственности.

Основы конституционного статуса РФ определяются следующими госу-дарственно-правовыми признаками:

1. Российская Федерация — суверенное государство; су-веренитет распространяется на всю территорию России; это значит, что суверенитет принадлежит только России в целом, но не ее субъектам в отдельности;

2. Российская Федерация имеет территорию , которая включает в себя территории субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними (ст. 67 Конституции РФ);

3. Единое гражданство РФ , в соответствии со ст. 6 Кон-ституции РФ гражданство РФ является единым и равным не-зависимо от оснований приобретения; каждый гражданин России обладает на ее территории всеми правами и свобода-ми и несет равные обязанности;

4. Наличие высших органов государственной власти ; в соответствии со ст. 11 Конституции РФ государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ, Федеральное Соб-рание (Совет Федерации и Государственная Дума), Прави-тельство РФ, суды РФ;

5. Единые Вооруженные Сил ;вопросы обороны и безо-пасности находятся исключительно в ведении РФ; субъекты не имеют своей армии;

6. Единая Конституция и правовая система ; конститу-ция РФ имеет высшую юридическую силу, применяется на всей территории РФ; правовая система Российской Федера-ции состоит из иерархии нормативных актов: Конституция РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, законов субъектов РФ;

7. Единое экономическое пространств ; в Российской Федерации товары, услуги и финансовые средства свободно перемещаются на всей ее территории; не допускается уста-новление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств;

8. На территории РФ установлена единая денежная система: денежной единицей в РФ является рубль;

9. Право участия в международных объединениях; ст. 79: Конституции РФ регламентирует, что РФ может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными дого-ворами, если это не влечет ограничений прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституци-онного строя РФ;

10. Государственным языком РФ на всей ее территории яв-ляется русский язык (ст. 68 Конституции РФ); республики вправе устанавливать свои государственные языки, которые употребляются наряду с русским языком в органах государственной власти, органах костного самоуправления, государственных учреждениях республик;

11. Государственные символы РФ ; Россия имеет свои флаг, гимн, герб и столицу.

Форма правления, такая как демократия, к которой так стремится Российская Федерация, невозможна без соблюдения фундаментальных прав и свобод человека, без без свободы слова и многих других принципов правового государства.

Для начала необходимо понять, а что же такое федерализм и в чем заключаются его основные и бюджетные принципы. Федерализм - это единая система внутри одного государства, разделенная на области, которые отчасти сохраняют свою самостоятельность в экономических, политических, социальных, культурных и других сферах жизни общества. Иными словами, каждый субъект государства с имеет право на внесение поправок в местное законодательство, а также на распределение бюджетных средств.

Развитие федерализма в России имеет долгий и С введением Конституции, принятой на в 1993 году, Россия получила статус федерации. В статье 5, части 3 Конституции РФ прописаны основные принципы федерализма. Итак, основные принципы федерализма заключаются в том, что:

  • Во-первых, каждый субъект федерации (край, автономный округ, область, автономная область, имеет собственное законодательство и устав. Республики имеют Конституцию и местное законодательство.
  • Во-вторых, происходит разделение предметов ведения между органами территориальных единиц федерации и органами государственной власти.
  • В-третьих, несмотря на размеры территории, все субъекты РФ имеют равные, одинаковые права и общий экономический, политический, социальный статус.
  • В-четвертых, Конституция закрепляет принцип федерализма, гласящий о том, что все народы, которые проживают на равны и имеют право на самоопределение (то есть право обозначать свой политический статус внутри государства, культурный, социальный курс развития общества, изменять территориальную форму и др.).
  • В-пятых, несмотря на разграничение областей ведения между органами государственной власти и органами субъектов, на территории государства существует единая, целостная система правления.

Безусловно, принципы федерализма, закрепленные в статье 5 Конституции РФ, необходимы для создания демократического государства. Но если проанализировать современную российскую действительность с её многонациональным народом и огромной территорией, принципы федерализма открывают колоссальное количество проблем, которые требуют незамедлительного решения (это и равные дотации в субъекты РФ для поддержания экономики, и ущемление прав граждан по национальному признаку, и др.).

В Конституции РФ прописаны и основные принципы бюджетного федерализма (статья 73). Принципы бюджетного федерализма означают то, что каждая территориальная единица федерации обладает самостоятельностью в бюджетной деятельности. Но бюджетная деятельность субъектов РФ не должна расходиться в принципах проведения единой государственной целями, задачами и курсами развития экономики федерации в целом, реализация которых должна происходить из средств федерального бюджета.

Основным принципом бюджетного федерализма в РФ является то, что на всей территории государства существует единая налоговая и бюджетная система. Единство или целостность бюджетной системы заключается в том, что, во-первых, в федерации существует единая денежная система, а, во-вторых, за нарушения законодательства, касающегося бюджета РФ, применяются одни и те же санкции. Второй принцип бюджетного федерализма заключается в самостоятельности бюджетов субъектов, иными словами, территориальные единицы имеют право в пределах компетенции осуществлять бюджетный закреплять налоговые сборы, а также разрабатывать планы по расходам и получениям финансов. Третий принцип - равенство бюджетных прав.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1.2 Основные направления государственной региональной политики

Заключение

Библиографический список

Введение

Актуальность темы предпринятого исследования объясняется необходимостью осмысления современного положения в сфере взаимоотношений федерального центра и субъектов Российской Федерации.

Значимость и актуальность разработки инновационных мер реализации государственной региональной политики в настоящее время признана и на государственном, и на региональном уровне. Проблемы государственного регулирования регионального развития постепенно занимают одно из ведущих мест в современной политической науке. По данным проблемам ведутся горячие дискуссии в научных, политических и экономических кругах.

В условиях современной социально-экономической и политической ситуации в России государственная региональная политика должна представлять собой систему мер государственного воздействия на субъекты Российской Федерации, совместно осуществляемых федеральными и территориальными органами для совершенствования структуры производства и потребления регионов, эффективного использования их потенциала и территориальных ресурсов, сохранения окружающей среды и соблюдения интересов России в целом.

Объектом работы является государственная региональная политика в Российской Федерации и федерализм.

Предметом являются процессы осуществления государственной региональной политики в Российской Федерации, а также особенности федерализма.

Целью работы является исследование особенностей государственной региональной политики в Российской Федерации и развития федерализма.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Проанализировать государственную региональную политику в РФ.

2. Выявить механизм реализации основных принципов федерализма в РФ.

Методологической и теоретической основой данной работы являются труды Баглая М.В., Добрынина Н.М.

В данной работе использовался метод анализ.

Информационную базу составила научная литература по теме работы.

Цель и задачи работы определили ее структуру, которая состоит из введения, двух пунктов, заключения и библиографического списка.

1. Государственная региональная политика в РФ

1.1 Определение государственной региональной политики и ее аспекты

Государственная политика в определенной сфере - система взаимосвязанных, последовательных управленческих воздействий, объединенных единством цели, объекта и принципов деятельности. Государственную политику необходимо рассматривать как один из видов государственно-управленческой деятельности. Анализ понятия предполагает сопоставление политики с другими видами управления: рутинным управлением, единичными мерами, программным (программно-целевым) и стратегическим управлением. Государственная политика получает идеологическое обоснование независимо от наличия в обществе или отсутствия обязательной государственной идеологии. Если государство не сообщает о нравственных и эстетических взглядах, то идеологию массам могут навязать СМИ или чиновники. Отказ от идеологии - тоже идеология, только такая идеология лишает государственную политику содержания.

Наиболее распространенный способ изучения и планирования государственной политики - представление ее через обязательные, последовательные этапы. Эти этапы в целом соответствуют классическим функциям управления. Однако самый общий анализ государственной политики ограничивается, как правило, выделением трех базовых функций: принятие решений, реализация, оценка результатов.

Государственная политика базируется также на твердом фундаменте права как основы эффективного функционирования власти и ограничивается рамками права.

Государственная политика как процесс - целенаправленная деятельность органов публичной власти по решению общественных проблем, достижению социально значимых целей развития общества в целом и отдельных его сфер. В современном правовом поле, научной литературе используются близкие по смыслу понятия - государственная политика и общественная политика.

Государственная политика формируется преимущественно государством, общественная политика предполагает участие граждан в ее формировании и реализацию через институты гражданского общества. В обоих случаях политика направлена на решение общественных проблем, существование этих терминов фиксирует разные подходы к ее разработке, подтверждает, что в современных условиях грань между субъектами и объектами государственной политики все менее заметна. Государственные и политические институты, общественные организации, социальные группы, отдельные граждане выступают и субъектами политики, и ее объектами. Регион - определенная часть социального, природного, экономического, инфраструктурного, культурно-исторического и собственно пространственного потенциалов государства, которая находится в юрисдикции органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления.

Государственная региональная политика имеет своей целью:

реализацию конституционно установленных принципов федеративных отношений в Российской Федерации, и обеспечение целостности и неразрывности России как демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления.

К задачам государственной региональной политики относятся:

Формирование единого экономического, социального и правового пространства на всей территории Российской Федерации, с учетом интересов и приоритетов регионального развития;

Создание условий для обеспечения самодостаточного, сбалансированного и устойчивого экономического и социального развития каждого региона;

Создание условий для обеспечения равного качества жизни в различных регионах Российской Федерации.

Искусство региональной политики состоит в том, чтобы, сочетая использование вышеназванных инструментов, дать региону минимум, но максимум, достаточный для его развития.

Также, важной характеристикой государственной региональной политики считается ее централизм. Всегда существует некий штабной центр, в котором принимаются основные решения и который обеспечивает координацию различных институтов, вовлеченных в процесс реализации политики.

На этапе разработки государственной региональной политики в целях ее эффективной реализации определяется система инструментов и методов, с помощью которых будут выполняться планируемые мероприятия, т.е. формируется оптимальный механизм реализации политики. Он включает организационно-управленческую, нормативно-правовую основу, финансово-экономические компоненты, систему управления персоналом.

Реализация государственной региональной политики начинается после принятия соответствующего нормативного акта, но еще в процессе разработки политики важно предусмотреть наличие правового обеспечения готовящихся государственных решений. Качество системы правового регулирования государственной политики относят к факторам ее эффективности.

1.2 Основные этапы и направления государственной региональной политики

Под региональной политикой в Российской Федерации стала пониматься система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации. При приходе к власти Путина В.В. в государственной политике начался новый этап, кардинально отличающийся от политики прошлых лет. Федеральный центр включился в работу, повысились требования к исполнению распоряжений. В период с 2000 по 2006 гг. наблюдается стабилизирование экономики. Прекратились забастовки: регионы были наконец услышаны.

Стоит отметить концепцию об административной реформе. Ее целью является повышение качества и доступности государственных услуг, повышение эффективности деятельности органов власти, ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования. Это позволит обеспечить прозрачность и эффективность взаимодействия органов исполнительной власти со структурами гражданского общества, повышение эффективности системы закупок для государственных и муниципальных нужд.

Министерство регионального развития Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящегося в его ведении Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.

Министерство регионального развития Российской Федерации руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением. Об утверждении положения о Министерстве регионального развития Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации. При осуществлении своих полномочий Министерство непосредственно взаимодействует с другими органами государственной власти и органами местного самоуправления, если иной порядок не установлен федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства. Министерство возглавляет входящий в состав Правительства Министр Российской Федерации. Он несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на Министерство, и реализацию его функций.

После перерыва более 10 лет в нашей стране возобновилась разработка документов, направленных на обеспечение регионального развития. В частности, ведётся разработка трех документов: стратегии развития регионов - субъектов РФ, Схемы территориального планирования и Программы социально-экономического развития регионов - субъектов РФ и муниципальных образований. Первый и третий из названных документов разрабатываются под эгидой Министерства экономического развития и торговли, второй - под эгидой Министерства регионального развития РФ. Все документы рассматриваются и утверждаются Министерством регионального развития РФ.

Таким образом, экономический, социальный и политический аспекты государственной региональной политики тесно связаны между собой. Разработка и эффективная реализация моделей каждого из аспектов повлечет региональное развитие, а значит, и повышение эффективности государственной политики в целом. Государственная политика отдельного региона - это часть политики уровня Российской Федерации. Она строится на основе общегосударственного планирования. Оно реализуется в форме разработки ряда плановых документов: государственный бюджет, среднесрочная программа социально-экономического развития, План действий Правительства РФ по социально-экономическому развитию страны, перспективный финансовый план, сводный финансовый баланс.

2. Механизм реализации основных принципов федерализма в РФ

2.1 Особенности федерализма в современной России

Федерализм - это политико-правовой механизм, защищающий местные сообщества от тирании центрального правительства. Федерализм является средством демократизации, поскольку позволяет населению участвовать в политическом процессе на нескольких уровнях власти. Федерализм представляет собой метод повышения эффективности государственного управления.

Сегодня российский федерализм вышел на более высокую ступень своего развития, которая, качественно отличаясь от предшествовавших ступеней, в то же время отнюдь не означает завершения процесса формирования самого федерализма: очевидны сегодняшние проблемы развития, однако в то же время достаточно хорошо просматриваются как завтрашние трудности, так и перспективы поступательной федералистской динамики.

Современные российские федеративные отношения сложились в результате долгого поиска наиболее подходящей формы государственного устройства для России. Накопившиеся в течение многих десятилетий острые проблемы и латентные конфликты вышли на первый план уже в самом начале «перестройки».

Характерной особенностью России является то, что границы расселения народов, как правило, не совпадают с границами определенных республик, краев, областей и округов. На численность и характер расселения национальностей в различных регионах страны сильное воздействие оказывает интенсивность миграционных процессов. Кроме того, большое пространство, в котором протекает жизнь российского государства, дистанцирует группы людей друг от друга и от власти, порождает отчужденность и даже способствует дезинтеграции (например, проблемы быта, хозяйства, культуры и т. д. жителей одних регионов мало интересуют жителей других, географически отдаленных от первых, регионов). Как правило, эти тенденции усиливаются в том случае, когда происходят структурные изменения в государстве и общественные отношения подвергаются серьезным испытаниям. Именно это часто и служит причиной того, что скрытые противоречия прорываются наружу, и тогда в обществе может наблюдаться раскол (дихотомия) по различным основаниям: территориальному (жители столицы и жители периферии), экономико-географическому, социальному (бедные и богатые) и т. д.

В федеративном государстве, в отличие от унитарного, объем полномочий центра должен определяться интересами всех входящих в федерацию субъектов и по их совместному соглашению. Современная российская идеология федеративных отношений должна исходить из того, что понятие «федерализм» применяется к политической системе, обладающей двойственной природой. Принципы федерализма предполагают не только самостоятельность субъектов федерации, но и подчинение их единым федеральным законам.

РФ гарантирует на своей территории рыночные механизмы, так как они призваны укреплять как единое государство, так и его федеративную природу. Государственное регулирование направлено на то, чтобы согласовать экономические интересы государства в целом и каждого субъекта Федерации с социально-культурными, этнокультурными и иными интересами, реализуемыми частично в экономических и внеэкономических просторах, в частности. Глубина различий в уровнях социально-экономического развития субъектов Федерации ведет к региональной дезинтеграции.

Федерализм связан с признанием центральной властью и ее федеральными представителями легитимности региональной государственной власти и ее политических лидеров.

Для сохранения единства и государственной целостности Российской Федерации, обеспечения минимального негативного воздействия имеющих место в федеративных отношениях конфликтов, необходимо стремиться к конструктивным изменениям в основах построения современного российского федерализма. Кроме того, в общественном сознании должна присутствовать специфическая конфликтная парадигма мировосприятия, исходящая из признания перманентности конфликта и возможности позитивного воздействия на него.

Таким образом, анализ федеративного устройства РФ позволяет сделать вывод, что для России федерация является наиболее эффективной и жизнеспособной формой объединения народов, территорий, наиболее приемлемой формой экономического развития многонациональной России, переживающей сложный этап глубоких общественных преобразований, установления подлинно равноправных и стабильных отношений между субъектами Российской Федерации, а также между центральной и местной властью.

2.2 Перспективы развития федеративных отношений

Новейший период российской государственности связан с поиском ответов на многие вопросы политического, экономического, социально-психологического, этнического характера. Многие из этих проблем имеют фундаментальный смысл, как, например, классификация федеральных систем: союзы, конституционно-децентрализованные союзы, федерации, конфедерации, федеративные союзы, ассоциированные государства, кондоминиумы, лиги и различные формы совместного управления и т.д. Другие - обладают большим запасом новизны: содержание понятия «субъект федерации», соотношение демократии и федерализма, оптимизация параметров федеративности: автономия, участие в делах, кооперация и т.д. По мнению Р.Г. Абдулатипова и Л.Ф. Болтенковой, основное содержание федерализма с неизбежностью должно включать в себя следующие элементы: «определение государственности как федеративной, осуществление власти на основе договорного или договорно-конституционного распределения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации; самостоятельность субъектов федеративных отношений в осуществлении принадлежащих им полномочий; формальное равноправие субъектов Федерации по отношению к федеральным органам государственной власти; право выбора субъектом федерации своей политической организации; системообразующее единство и неразрывная связь субъектов федерации; обязанность субъектов федерации сохранять целостность ее исторически сложившейся территории; непреложность права исключительно федерации вступать в более крупные союзы; невозможность для субъектов Федерации вступать в какие-либо государственные союзы за ее пределами».

Полная и последовательная реализация принципов бюджетного федерализма осложнена общей нехваткой бюджетных средств, обусловленной тяжелыми последствиями экономического и финансового кризисов. Решением этой проблемы может стать создание новых субъектов путем объединения существующих.

Характерная особенность правовой базы регулирования разделения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и ее субъектов состоит в том, что изначально эта база не формировалась как единый, целостный массив нормативных правовых актов. По существу, сначала законодательная деятельность не играла активной роли в становлении новых федеративных отношений. Она лишь в правовой форме фиксировала практически сложившиеся балансы политических сил и интересов Центра и регионов. По сути, реформирование политической и правовой системы осуществлялось без продуманной системы оптимизации федеративных отношений.

Важными направлениями деятельности по совершенствованию разграничения и последующего оптимального осуществления полномочий являются:

Более четкое закрепление в Федеральном законе модели взаимоотношений Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения;

Следование этой модели в отраслевом законодательстве;

Сокращение совмещения регулятивных, исполнительно-распорядительных и контрольных функций в одном органе.

Необходимо также рассмотреть возможность распространения действия наиболее удачных законов субъектов Федерации в федеральном масштабе.

Наиболее удачные законы субъектов Российской Федерации, принятые в опережающем порядке, могут быть рекомендованы соответствующим федеральным актом (в том числе указом Президента) в качестве «модельных» для других субъектов федерации;

Федеральное Собрание Российской Федерации, приняв специальный закон, может распространить действие закона субъекта Российской Федерации на всю территорию страны впредь до принятия подробного федерального закона по соответствующему вопросу;

Закон субъекта Российской Федерации может быть принят в качестве концепции соответствующего федерального закона.

Заключение

Государственная политика как процесс - целенаправленная деятельность органов публичной власти по решению общественных проблем, достижению социально значимых целей развития общества в целом и отдельных его сфер. региональная политика федерализм

Государственная политика отдельного региона - это часть политики уровня Российской Федерации. Она строится на основе общегосударственного планирования. Оно реализуется в форме разработки ряда плановых документов: государственный бюджет, среднесрочная программа социально-экономического развития, План действий Правительства РФ по социально-экономическому развитию страны, перспективный финансовый план, сводный финансовый баланс.

Федерализм представляет собой концепцию территориального распределения политической власти, на основе которой институализируется федеративное государство. Важнейшим признаком федеративного государства является определенная степень автономии и независимости его субъектов, не выходящая за рамки, определенные конституционным устройством. Федеративное устройство закреплено Конституцией РФ и, кроме того, на практике показало свою стратегическую значимость именно для российской государственности. Основными принципами федерализма являются: верховенство Конституции РФ и федеральных законов, государственная целостность, равноправие субъектов федерации, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, равноправие и самоопределение народов. Совершенствование федерализма - это достаточно длительный процесс, и Россия находится в его начальной фазе, обусловленной необходимостью развития и углубления экономических аспектов федеративных отношений, основанных на особенностях субъектов Федерации и развитии межрегиональных хозяйственных связей.

Главные задачи развития федерализма видятся в укреплении конституционных принципов российского государства, таких как государственная целостность, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

Библиографический список

1. О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации: ФЗ от 04.06.1999г. - № 119-ФЗ (утратил силу) // Собрание Законодательства РФ. 28.06.1999. - №26. - Ст. 3176.

2. О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе: Указ Президента Российской Федерации от 13.05.2000г. №849 // Собрание Законодательства РФ. - 15.05.2000 г. - № 20. - Ст.2112.

3. Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации / М.В. Баглай. - М.: Норма-Инфра, 2007. - 784 с.

4. Бахлов, И.В. Современное федеративное государство / И.В. Бахлов. - СПб.: Град Петров, 2005. - 150 с.

5. Добрынин, Н.М. Федерализм: историко-методологические аспекты / Н.М. Добрынин. - Новосибирск: Наука, 2005. - 368 с.

6. Ковешников, Е.М. Конституционное право Российской Федерации / Е.М. Ковешников. - М.: Юристъ, 2005. - 231 с.

7. Козлова, Е.И.Конституционное право России: Учебник / Е.И. Козлова. - М.: Проспект, 2008. - 308 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    История становления федерализма до принятия Конституции Российской Федерации. Развитие федерализма в стране в постсоветский период. Особенности и важнейшие проблемы современного российского федерализма. Перспективы совершенствования федерализма в России.

    курсовая работа , добавлен 18.08.2011

    Особенности территориального устройства Российской Федерации на современном этапе, понятие и сущность федерализма и федерации, становление российского федерализма, проблемы ассиметрии субъектов Федерации. Механизм формирования системы органов власти.

    курсовая работа , добавлен 05.01.2010

    Рассмотрение государственной целостности, единства системы власти, равноправия субъектов РФ как главных принципов российского федерализма. Ознакомление с особенностями правового статуса краев, областей, городов федерального значения и автономий.

    курсовая работа , добавлен 31.05.2010

    Основные исторически сложившиеся теории федерализма. Федерализм в теории институциональных матриц. Системный подход и системный анализ в исследовании федерализма. Федерализм в постсоветский период, его проблемы и перспективы в современной России.

    курсовая работа , добавлен 28.09.2010

    Рассмотрение основных признаков и принципов российского федерализма. Характеристика конституционно–правового статуса субъектов Российской Федерации. Исследование основных путей совершенствования развития федерализма на территории данного государства.

    курсовая работа , добавлен 13.11.2016

    Этапы становления конституционно-правовой модели современного российского федерализма, предпосылки и периоды, направления и закономерности его развития. Основные подходы к определению конституционно-правовой модели современного российского федерализма.

    курсовая работа , добавлен 19.05.2010

    Федеративное устройство как форма организации государства. Федерализм и федерация. Опыт федеративного строительства в СССР, РСФСР. Развитие федерализма в современной России. Основные проблемы современного Российского Федерализма. Федерализм и право.

    курсовая работа , добавлен 24.12.2011

    Сущность, понятие и признаки государственного устройства. Виды государственных устройств, их характеристика. Этапы становления Российской Федерации как государства. Особенности российского федерализма, его особенности, проблемы и тенденции развития.

    курсовая работа , добавлен 30.03.2012

    Общее определение бикамерализма. Бикамерализм и федерализм, аспекты российского бикамерализма. Современное состояние федерализма в Российской Федерации. Сравнительно-правовой анализ федерализма в России и Германии: проблемы, тенденции, перспективы.

    реферат , добавлен 19.10.2009

    Краткая характеристика современного понимания федерализма. Взгляды на природу федеративного государства. Позитивные тенденции развития государственности, вызванные развитием кооперативного федерализма. Природа российского государства как федерации.

Федерализм - территориальная или национально-территориальная форма разделения власти и объекта ГУ между центральными и региональными субъектами, обеспечивающая самостоятельное управление делами регионов в рамках единого государственного союза.

К сущностным признакам федерализма относятся :

1) наличие территориальных единиц - субъектов федераций;

2) конституционное разграничение компетенции между субъектами и центром;

3) недопустимость изменений границ без согласия субъектов;

4) территория федерации состоит из территорий субъектов федерации;

5) субъекты федерации не обладают суверенитет полном объеме, не имеют право на сецессию (односторонний выход из федерации);

6) субъекты федерации имеют свою схему законодательных, исполнительных и судебных органов власти, но по отношению к федеральной системе федеральных органов государственной власти они являются подсистему пределы их юрисдикции;

7) субъекты федерации разрабатывают конституцию (устав), систему законов, соблюдая приоритет, соответствие федеральным конституции и законодательству;

8) в федерации нет единого государственного бюджет есть федеральный бюджет и бюджеты субъектов федерации;

9) законодатели регулируется, гарантируется равноправие всех граждан территории федерации;

10) субъекты не обладают полным верховенством на своей территории и ограничиваются в правах самостоятельно действовать в сфере международных отношений;

11) федеральный парламент обычно двухпалатный, верхняя палата состоит из представителей субъектов федерации, нижняя-является органом общенародного представительства и избирается всенародно.

К основным принципам федерализма относятся: добрвольность объединения; принятие федеральной конституции и конституций субъектов федерации; равноправие субъектов федерации; общие территория и гражданство; единая денежная и таможенная системы.

Принятие Конституции РФ в 1993 г. узаконило федерацию в качестве основного принципа организации ГУ. Конституция определила предметы ведения и предметы совместного ведения РФ и субъектов РФ.

Проблемы российского федерализма : 1) противоречивость принципам федеративного устройства заложенных в Конституции: противоречивое сочетание принципов формирования субъектов федерации - национально-государственный и административно-государственный, хотя почти во всех субъектах доля нетитульной нации составляет больше половины населения; провозглашение принципов целостности государства и одновременно право народов на самоопределение (отсутствие запретов на выход из состава); 2) фактическое неравенство субъектов выражающееся в геополитических, экономических, демографических различиях, что приводит к диспропорциям в реализации общенациональных стандартов социальных благ.

В настоящее время действуют 2 тенденции в развитии федеративного устройства ГУ – децентрализация и интеграция.

16. Федеративное устройство. Специфика российского федерализма. Проблемы и тенденции развития федеративных отношений.

Федера́ция (Бельгия, США, Индия, Ирак) – форма гос. устройства, деление гос-ва на ряд образований, статус к-х предполагает их самостоятельность от центр. власти, в рамках законодательно закрепленных компетенций.

Принцип федеративного устр-ва РФ формально закреплён с 1918г. Федерализм возник не как модель демократизации, а как способ решения нац. вопроса. 20-30е гг: федерализм носил формальный хар-р (фактически были все признаки унитарного гос-ва). 90е г.г: Россия приобретает статус суверенного гос-ва.

Март 1992г. – подписание федеративного договора. Дек. 1993г. – принятие Конст-ции. 94-98гг . – заключение соглашений м/у субъектами РФ и центром о разграничении полномочий и предметов ведения.

Совр. модель рос. федерализма сформировалась в результате компромисса м/у противоположными подходами: сохранение незыблемой старой структуры фед-ции; возрождение унитарного гос-ва. Препятствием к унитарному гос-ву стал национ. фактор. Особенности переустройства: сочетание нац-терр принципа построения федерации с эконом-географич районированием страны (выделение культурно-национ автономий); различные конст-правовые статусы субъектов.

Фед-ция в переводе объединение, союз, представляет собой государство, гос-во состоящее из различных гос образований. В ней существует две системы высших органов: федеральные органы и органы субъектов федерации. Федерация состоит из территорий образующих ее субъектов. Наличие двухпалатного федерального парламента, верхняя палата, которая формируется из представителей субъектов и призвана выражать их интересы.

Так же федерация может строиться по трем признакам : национальному, тер-но-нац-ому и терр-му.

В РФ федерация является территориально-национальной, т.е. относится к смешанному типу, в ее основу положено территор-й и нац-й принципы формирования субъектов. В РФ 83 субъекта.

Российский федерализм - учет интересов народов и терр-й страны, объед. их потенциала и усилий в составе единого гос-ва. В настоящее время 83 субъекта: 21 республика, 9 краев, 46 областей, 2 города фед. значения, 1 авт.область, 4 автономных округа.

Проблемы, связанные с несовершенством федеративной формы организации власти и управления :

1. противоречивость принципов федеративного устройства и конституции РФ;

а) противоречивое сочетание принципа формирования субъектов федерации: нац и терр.

б) признание формального равенства субъектов федерации и вместе с тем заложенные в конституции неравенства их во взаимодействии с центром и м/у собой по объёму прав

2. фактическое неравенство субъектов федерации, выражающееся в геополитических, экономических, демографических и др. различиях, что приводит к диспропорциям в реализации общенац-ых стандартов социальных благ

3. разграничение компетенции между фед. органами и и субъектами.

4. наличие конфедеративных элементов, тенденция «вымывания» российского суверенитета (противоречия фед. законодательству конституций и уставов субъектов).

5. проблема «матрешка» (Тюменская обл и ХМАО)

6. провозглашение принципов целостности государства и в то же время сущ-е права народов на самоопределение (отсутствие запрета на выход из федерации)

В настоящее время действуют 2 тенденции в развитии федеративного устройства ГУ – децентрализации и интеграции. Укрупнение субъектов РФ. За 2005-2007 год 6 автономных округов влились в состав других субъектов.

Специфика развития РФ показывает, что эф-ть федерализма может быть обеспечена при условии сильной центральной власти при наличии единой вертикали ГУ, построенной на демократической основе.

17. Государственная служба в системе государственного управления. Государственная служба РФ: понятие, нормативная база, система, основные тенденции развития . Правовой статус государственного служащего.

Под государственной службой (ГС) понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Она осуществляется на государственных должностях в аппарате органов законодательной (представительной), исполнительной и судебной властей.

ГС РФ - проф. служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий: фед. ОГВ, ОГВ S РФ.

Военная служба;

Правоохранительная служба.

Общая цель ГС – управление государственными делами,

связанное с разделением государственной власти на: законодательную, исполнительную, судебную.

Цели ГС можно рассматривать в следующих аспектах:

1. Государственно-политический : реализация обязательств государства по обеспечению определенного уровня жизни, удовлетворению материальных и духовных потребностей людей.

2. Экономический: повышение эффективности государственного регулирования экономики; осуществление от имени государства управления государственной собственностью; поддержка предпринимательства; обеспечение финансирования затрат на государственную службу; снижение затрат на содержание государственного аппарата.

3. Социальный: исполнение и обеспечение полномочий государства и его органов; решение общегосударственных задач управления; практическое осуществление функций государства; создание условий для связи государственного аппарата с народом.

4. Правовой: обеспечение соблюдения законодательства страны; создание правовых условий для нормального функционирования государственного аппарата.

5. Организационный: организационно-техническое обеспечение органов государственной власти; профессионализация государственного аппарата, организация учебы; совершенствование норм, стандартов, правил регулирования состава государственного аппарата, продвижения по службе; приведение структуры государственного аппарата в соответствие с задачами государственной службы.

Государственная служба выполняет основные задачи государственного управления:

1. выработка стратегии, доктрины, концепции социального, экономического и политического развития страны;

2. подбор кадров, способных реализовать эту стратегию;

3. создание организационных структур власти;

4. принятие решений по важным оперативным вопросам жизни страны;

5. осуществление в целях реализации принятых решений прогнозирования, координации, сбора информации.

Система государственной службы РФ включает в себя следующие виды:

Государственная гражданская служба;

Военная служба;

Правоохранительная служба.

Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.

Нормативная база государственной службы:

Ранее действовавшие: Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации (2001).

«Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 гг)»

ныне действующие:

58-ФЗ «О системе ГС РФ» от 27.05.2003,

273-ФЗ «О противодействии коррупции»,

Указ Презид «О проведении аттестации ГГ служащих РФ»,

Указ Презид «О порядке сдачи квалификационного экзамена ГГ служащими РФ и оценки их профессионального уровня».

ФП «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)» .

Вместе с тем, тенденции развития государственной службы в Российской Федерации противоречивы. С одной стороны, нынешнее развитие законодательства свидетельствует о расширении сферы государственной службы, увеличении круга государственных служащих. Так, Указом Президента РФ от 3 сентября 1997 г. № 981 "Об утверждении перечней государственных должностей федеральной государственной службы" большое количество должностей в различных государственных органах отнесено к государственным должностям федеральной государственной службы. С другой стороны, разработанный проект концепции административной реформы предполагает совершенно новый взгляд на само понятие "государственный служащий". По мнению авторов концепции, государственный служащий - лицо, обладающее правом принятия общеобязательных решений, наделенное властными полномочиями. Предполагается значительное сокращение количества государственных служащих, что "позволит действительно поднять престиж этой профессии и поддержать его сугубо материально".

Принципы:

Принципы ГС: 1) приоритет прав и свобод человека и граж-а; 2) единство правовых и орг основ федеральной ГС и ГС S; 3) равный доступ граждан к ГС; 4) профессионализм и компетентность ГС; 5) стабильность; 6) доступность инфы о ГС; 7) взаимодействие с общественными объединениями и гражданами; 8)защищенность ГС от неправомерного вмешательства в их деятельность.

1. Верховенство Конституции и ФЗ над иными нормативными актами

2. приоритет прав свободы человека и гражданина

3. единство системы госвласти разграничение предметов ведения между РФ и субъектами

4. разделение законодательной, исполнительной и судебной власти

5. равный доступ граждан к госслужбе

6. единство основных требований

7. профессионализм и компетенция

8. ответственность госслуж-х за подготавливаемые и принимаемые решения

9. стабильность кадров: классификация представленная в законе должностей – (пятая группа) высшие госдолжности, (4 группа) - главные госдолж-ти, (3 группа) - ведущие госудолжности, (2 группа) - старшие госдолжности, (1 группа) – младшие госдолж-ти.

Правовой статус гос. Служащего-это совокупность прав,обязанностей,ограничений,запретов,требований к служебному поведению,опред 79 ФЗ,Ук През «Об утверждении общих принциповслужебного поведения гос.служащих»,Кодексом этики и служебного поведения»)

Госслужащие обеспечивают сохранение констит-го строя, соблюдение конституции, добросовестно исполняют долж-е обяз-ти, обеспечивают соблюдение прав и зак-х интересов граждан, соблюдают правила внутре-го трудового распор-ка, хранят гос и иную тайну.

Госслужащий имеет ряд ограничений : не имеет права заниматься другой оплачиваемой деят-ю, кроме педагог-й, научной и творческой, быть депутатом законодательного органа, органов местного самоуправления, заниматься предпринимательской деят-ю, получать гонорары за публикации и выступления в качестве госслужащего, получать от физии-х и юриди-х лиц подарки, оплату развлечений, денежное вознаграждение,участвовать на платной основе в управлении коммерческой организ,замещать должности ГС в случае избрания на гос.должности,выборные должности МСУ,выборные должности в профсоюзе,запрет на осущ предприн.деят,

Право поступления на госслужбу не моложе 18 лет, владеющий гос-м языком, высшее профессиональное образование.

    Муниципальная публичная власть и местное самоуправление. Правовые основы и гарантии местного самоуправления.

Существуют различные виды публичной власти. Госуд. Власть распростр-ся на всю территорию гос-ва и даже вне ее, гос-я власть субъектов РФ – на его территорию. Местное самоуправление – власть коллектива населения в пределах определ-й территории и в пределах полномочий, установл-х конституцией и законом, публичная негосуд-я власть народа, муници-гообразов-я, власть территор-го публичного коллектива. Она использ-ся для решения вопросов местного значения и осущ-ся гражданами путем применения прямой демократии или ч/з избираемые органы. Все эти институты непосредст-й и представит-й демократии в муници-х образованиях наз-ся местным самоуправлением. Местное самоупрвление в России – это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установл-х федер-ми законами и конституцией, а в определ-х случаях – основными законами субъектов РФ, самостоятельно и под свою ответств-ть решение населением вопросов местного значения.

Правовые основы . Структура и деят-ть местного самоуправл-я регулир-ся в России многими правовыми актами:

Акты международного права. Это общепризнанные принципы и нормы международного права,

а также международные договоры, ратифицированные государством. Важнейший – Европейская хартия местного самоуправления 1985 г. : признание местного самоуправления одной из важнейших основ демократического общества.

Конституция РФ (ст. 12, гл. 8 ст.130-133).

ФЗ №131 от 06.10.2003 «Об общих принципах организации МСУ в РФ»

ФЗ №25 от 02.03.2007 «О муниципальной службе в РФ»

указы Президента РФ; постановления Правительства РФ «О фед. реестре МО в РФ»;

уставы муниципальных образований ;

законы субъектов Федерации (№113-оз «Об отдельных вопросах мун. службы в ХМАО-Югре»);

другие правовые акты конкретного муниципального образования.

Гарантии местного самоуправления . Различают юрид-е, полит-е и экономич-е гарантии.

Юридич-е гарантии установлены Конституцией РФ, Конституциями субъектов, Федеральным законом об общих принципах организации местного самоуправл-я и др. законодат-ми актами. Согласно Конституции местному самоуправл-ю гарантир-ся право на судебную защиту, на компенсацию дополнит-х расходов, возникших в результате решений, принятыми органами гос. власти.

Политич-е гарантии обеспечив-ся единством власти народа. Чем прочнее будет положение муници-х образований, тем успешнее будет развиваться страна.

Экономич-е гарантии обусловлены существованием у муницип-х образований своей собств-ти, своего бюджета, своих предприятий и учреждений, отчислениями им от федер-х налогов и налогов субъектов РФ, предоставлением субвенций со стороны Федерации и субъектов РФ.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы