Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы

Интерпретационный акт может рассматриваться как особая разновидность результата юридически значимых действий, выраженная в установленной форме, издаваемая властным органом в предусмотренном законом порядке, содержащая правила поведения общего или индивидуального характера.

Интерпретационный акт является одним из видов правовых актов.

К общим признакам правового акта и интерпретационного акта относятся способность воздействовать на правовые отношения, выражать правила общего или индивидуального характера, обусловливаться волей субъекта права, объективироваться в особой правовой форме.

В юридической литературе в качестве специфических признаков интерпретационных актов выделяют следующие:

во-первых, они не создают новых норм права;

во-вторых, не имеют самостоятельного значения и действуют в единстве с толкуемыми нормативно-правовыми актами;

в-третьих, разделяют юридическую судьбу толкуемых актов (точнее, толкуемых норм).

При разграничении интерпретационных актов на виды следует исхо­дить из наиболее общих их признаков, имея при этом в виду, что любая клас­сификация представляет собой теоретическую абстракцию, условное деление, хотя и базируемое на объективных свойствах и закономерностях классифици­руемых явлений.

Научно обоснованная классификация интерпретационных актов по­зволяет более четко определить их место в системе права (и законодательства), уяснить их предна­значение и функции. Она имеет значение для совершенство­вания правоприменительной и правотворческой деятельности, так как способ­ствует более правильному восприятию и уяснению действительного смысла и содержания законов.

Важное значение для правильной классификации имеют основания клас­сификации, т.е. наиболее существенные признаки, определяющие характери­стику всех остальных объектов в данном разряде. Проблема критериев классификации интерпретационных актов в юридической литературе не получила широкого обсуждения.

Вместе с тем, разнообразие форм деятельности по уяснению и разъяснению смысла правовых норм, множество субъектов, осуществляющих процесс толкования, различная юридическая сила актов официального толкования предопределяют множественность актов толкования, их разнообразие.



В юридической литературе основания классификации актов толкования, как правило, заимствуют из достаточно разработанных теорий либо правовых актов, либо толкования права.

Представляется, что признание научного и практического значения за классификациями интерпретационных актов в зависимости от признака нормативности, формы, наименования, юридической силы, сферы действия, времени действия, предмета правового регулирования вполне обосновано.

Рассмотрим названные классификации.

В зависимости от признака нормативности интерпретационные акты делятся на нормативные и казуальные .

В зависимости от формы актов официального толкования различают­ся письменные акты (акты-документы) и устные акты.

Акты-документы представляют собой источники, содержащие результат процесса толкования, объективированные вовне в форме письменных доку­ментов. Это юридические документы, которые издаются специально уполномо­ченными на это органами и влекут за собой юридические последствия. Что каса­ется таких письменных документов, как мемуары, частные письма, научная литература, то, несмотря на наличие в их содержании элементов толкования, они не являются юридическими документами, а, следовательно, не могут быть отнесены к категории актов официального толкования.

Устные акты толкования выражается обычно в форме рекомен­даций, ответов на вопросы представителями органов государственной власти, суда, прокуратуры, общественных объединений и т.д. К числу актов офици­ального толкования относятся только те устные акты, которые исходят от уполномоченных на дачу официального толкования должностных лиц и вле­кущие за собой определенные юридические последствия для лиц, к которым обращено разъяснение смысла правовых норм.

Многообразие письменных актов-документов влечет за собой необходи­мость их классификации по наименованию.

В настоящий момент в практике представительных и исполнительных органов государственной власти имеют место такие акты официального тол­кования, как указы, постановления, приказы, распоряжения, инструкции, письма; в судебной практике актами толкования являются приговоры, реше­ния, постановления, определения и т.д.

Классификация актов официального толкования по юридической силе может быть рассмотрена, в нескольких аспектах.

Во-первых, правовая система Российской Федерации характеризуется иерархичностью, соподчиненностью и внутренней согласованностью право­вых актов. В соответствии с Конституцией РФ ее составляют следующие виды правовых актов:

Конституция РФ;

Международные договоры Российской Федерации и иные акты, содер­жащие общепризнанные нормы международного права;

Федеральные конституционные законы;

Федеральные законы;

Подзаконные нормативные акты федеральных органов (указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, иные подзаконные акты);

Законы и подзаконные нормативные акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

Нормативные правовые акты органов местного самоуправления;

Локальные нормативные правовые акты.

Законодательство Российской Федерации признает в правовой системе вер­ховенство Конституции РФ и ее высшую юридическую силу (ст. 15 Конститу­ции РФ), а также устанавливает верховенство законов над всеми подзаконны­ми актами.

Будучи вспомогательными правовыми актами, акты официального тол­кования разделяют судьбу толкуемых норм и располагаются в той же иерархи­ческой последовательности, что и нормативные акты, образуя систему актов официального толкования. Эту систему возглавляют акты толкования Кон­ституции РФ (постановления Конституционного Суда РФ), затем следуют акты тол­кования федеральных конституционных законов, за ними акты толкования те­кущих федеральных законов и затем подзаконных нормативных правовых ак­тов. Что касается актов толкования международных договоров РФ и иных ак­тов, содержащих нормы международного права, то им отводится особое поло­жение в связи с тем, что Конституция РФ закрепляет приоритет норм между­народного права. Часть 4 ст. 15 Конституции РФ гласит: «Если международ­ным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем преду­смотренные законом, то применяются правила международного договора».

Во-вторых, с учетом структуры правовой системы РФ, а она характери­зуется наличием четырех подсистем: федеральная правовая подсистема, правовая подсистема субъектов Федерации, правовые подсистемы местного самоуправления и локального нормотворчества с присущими двум последним элементами саморегулирования. Нормативные правовые акты, составляющие каждую из подсистем, различаются по своей юридической силе. Так, нормативные правовые акты федеральных органов об­ладают большей юридической силой по сравнению с нормативными право­выми актами органов субъектов Федерации (за исключением предмета исключительного ведения субъектов РФ) и местного самоуправления. Ана­логичная иерархичность характеризует соответствующие им акты официаль­ного толкования, среди которых наибольшей юридической силой обладают акты официального толкования нормативных правовых актов федеральных органов, за ними следуют акты толкования нормативных правовых актов орга­нов субъектов Федерации и акты толкования нормативных правовых актов ор­ганов местного самоуправления и локальных нормативных актов.

В-третьих, классификация актов толкования в соответст­вии с их юридической силой совпадает с делением официальных разъяснений в зависимости от субъектов толкования. Наибольшей юридической силой об­ладают акты нормативного толкования представительных органов власти, за­тем органов судебной, исполнительной власти, прокуратуры и т. д. Степень обязательности этих актов различна. Что касается актов казуального толкова­ния, то они не должны противоречить разъяснениям общего характера, содер­жащимся в актах нормативного толкования.

По сфере действия акты толкования делятся на: а) разъ­яснения федерального значения, действие которых распространяется на всю территорию государства; б) акты толкования регионального характера, дейст­вующие в пределах территории того или иного субъекта РФ; в) акты толкова­ния локального (местного) применения. К числу первых относятся акты толко­вания центральных федеральных органов государственной власти (законода­тельной, исполнительной, судебной). Акты толкования органов субъектов Фе­дерации распространяют свое действие только на территории данных субъектов, акты толкования органов местного самоуправления имеют локальную сферу применения.

По времени действия акты официального толкования различаются в зависимости от времени действия разъясняемых ими норм. Если срок действия толкуемой нормы или группы норм предусмотрен в самом нормативном акте, то с его истечением прекращается действие и соответствующего акта офици­ального толкования. И напротив, акты толкования норм, рассчитанных на не­определенный срок, сохраняют силу весь период их действия.

По предмету правового регулирования акты толкования подразделяются отраслевые (разъяснения в области гражданского, уголовного, административного, трудового и т.д. права), межотраслевые (имеющие значение для двух и более отраслей права), общеправовые (применимые в любой сфере общественных отношений).

Интерпретационные акты - акты толкования права, которые представляют собой официальный юридически значимый документ.

Интерпретационные акты обладают следующими признаками:

1.ненормативность, так как не содержат норм права;

2.отсутствие самостоятельного значения, так как они действуют в единстве с теми нормативными актами, нормы которых толкуют.

Интерпретационные акты в виду разнообразия их характеров подвергают классификации.

В зависимости от юридической значимости они могут быть:

1.интерпретационные акты нормативного толкования, т.е. акты, которые распространяют свое действие на неопределенный круг лиц;

2.акты казуального толкования, т.е. издаваемые в отношении конкретных лиц.

В зависимости от органа, издавшего интерпретационный акт, эти акты могут быть:

1.легальные, изданные специально уполномоченным органом;

2.аутентичный акт, т.е. изданный тем же органом, что и принял толкуемый нормативный акт.

В зависимости от отрасли права интерпретационные акты могут быть:

1.гражданско-правовые акты;

2.уголовно-правовые акты;

3.административно-правовые акты.

Пробелы в праве, способы их устранения и преодоления

В некоторых случаях наряду с термином «пробел» используется понятие «ошибка в праве». Ошибка в праве означает в общем неверную оценку объективно существующих условий и проявление на этой основе не той законодательной воли, какую следовало бы отразить в нормативных актах.

В юриспруденции выделяют три способа преодоления (устранения) пробелов:

· аналогия закона;

· субсидиарное применение права;

· аналогия права.

Аналогия закона - это способ преодоления пробела, при котором правоприменительное решение принимается на основе конкретной нормы конкретного закона, регулирующего сходные с рассматриваемыми отношения.

Аналогия закона предполагает соблюдение ряда условий:

· наличие обшей правовой урегулированности данного случая;

· отсутствие адекватной юридической нормы;

· существование аналогичной нормы, т. е. нормы, в гипотезе которой указаны обстоятельства, аналогичные тем, с которыми столкнулся правоприменитель. Сходство юридических фактов как раз и позволяет задействовать диспозицию аналогичной нормы.



Субсидиарное применение права - это способ преодоления пробела, при котором правоприменительное решение принимается на основе нормы из другой отрасли права.

Это та же аналогия закона, но закона, относящегося к другой, родственной отрасли. Такое возможно, например, между нормами гражданского и семейного права.

Аналогия права - это способ преодоления пробела, при котором правоприменительное решение принимается на основе общего смысла и духа законодательства.

Аналогия права представляет собой менее точный прием решения юридического дела по аналогии и предполагает соблюдение следующих условий: наличие общей правовой урегулированности данного случая; отсутствие адекватной юридической нормы; отсутствие аналогичной нормы.

На практике это означает использование принципов - общих, межотраслевых, отраслевых институтов, которые закреплены в праве и так или иначе отражают закономерности предмета и механизма правового регулирования.

Понятие и основные признаки правонарушения

Правонарушение - это противоправное, виновное, наказуемое, общественно опасное деяние вменяемого лица, причиняющее вред интересам государства, общества и граждан.

Признаки правонарушения:

· действие или бездействие;

· противоправность поведения (при этом не имеет значения тот факт, что правонарушитель не знает требований закона);

· виновное поведение человека;

· причинение вреда обществу, государству, гражданам либо создание угрозы наступления такого вреда. Надо заметить, что не всякое причинение вреда является правонарушением (таковы необходимая оборона, крайняя необходимость и т. д.);

· совершение деяния дееспособным лицом.

Виды правонарушений

Все правонарушения принято подразделять на две группы: проступки и преступления (самые тяжелые правонарушения).

Проступки могут быть:

· гражданские

· материальные

· административные

· дисциплинарные

· процессуальные

Под гражданскими проступками (деликтами) понимается причинение неправомерными действиями вреда личности или имуществу гражданина, а также организации; неисполнение договорных обязательств, нарушение прав собственника, заключение противозаконной сделки и т.д. Санкции за такого рода правонарушения - возмещение морального или материального вреда, восстановление нарушенного права, исполнение лежащей на субъекте обязанности, принудительное взыскание долга и другие формы ответственности.

Под административными проступками понимается нарушение норм административного права, охраняющих установленный в обществе правопорядок, систему управления, экологические объекты, памятники истории и культуры, санитарно-гигиенические требования, правила противопожарной безопасности, эксплуатации транспорта и т.д. Типичные взыскания - штраф, лишение водительских прав, арест на пятнадцать суток (за мелкое хулиганство), исправительные работы до двух месяцев, запрет на охоту и др.

Дисциплинарные проступки связаны с нарушениями производственной, служебной, воинской, учебной, финансовой дисциплины, внутреннего трудового распорядка различных организаций, учреждений, предприятий, других государственных структур. Основные взыскания - выговор, замечание, понижение в должности, лишение премии, увольнение.

Материальные правонарушения (проступки) - это причинение рабочими и служащими материального ущерба своим предприятиям, учреждениям, организациям. Применяются главным образом правовосстановительные санкции - удержание части зарплаты, обязанность загладить вред, возместить стоимость испорченной вещи и т.д.

Процессуальные проступки - это, например, неявка в суд, к следователю на допрос, отказ добровольно выдать вещественное доказательство и т.д. Санкция - принудительный привод по повестке к заинтересованному должностному лицу или органу.

Под преступлениями понимают, как правило, уголовные преступления, то есть деяния, нарушающие уголовный закон. Они могут различаться по категории тяжести. В странах англосаксонской правовой семьи распространено деление преступлений дополнительно на мисдиминоры и фелонии.

В зависимости от вида правонарушения выделяют соответствующую ответственность - уголовную, административную, гражданскую.

Правовые акты:

1) нормативный акт

2) правоприменительный акт

3) интерпретационный акт

Интерпретационные акты (акты толкования права) - акты, содержащие разъяснения соответствующих норм права, т.е. в них растолковывается (объясняется) как надо правильно понимать смысл тех или иных норм права.

Интерпретационные акты как виды правовых актов имеют свой особенности: они не содержат общеобязательных правил поведения (норм права, а лишь разъясняют их смысл), не имеют самостоятельного значения и действуют в единстве с теми нормативными актами, в которых содержатся толкуемые юридические нормы (т.е. если нормативный акт утрачивает силу, интерпретационный акт также становится недействительным).

Виды интерпретационных актов:

1) По форме - устные и письменные;

2) Акты нормативного и казуального толкования (акты нормативного толкования распространяют свое действие на неопределенный круг субъектов и рассчитаны на применение каждый раз, когда реализуется толкуемая норма, в этом смысле они носят общеобязательный характер, а казуальные акты относятся к конкретному случаю и касаются конкретных лиц; с этой точки зрения их можно назвать индивидуальными);

3) По субъектам, издавшим акт толкования (судебные органы, органы исполнительной власти);

4) Акты толкования по отраслях права.


71. Пробелы в праве: понятие, причины возникновения, способы устранения и восполнения.

Пробел в праве – отсутствие правовой нормы, которая должна регулировать отношения в данном конкретном случае.

Причины пробелов в праве:

ü Динамизм общественных отношений

ü Некомпетентность и ошибки самого законодателя

ü Недостатки юридической техники

Способы преодоления пробелов в законодательстве:

1)Аналогия закона - решение юридического дела по норме, рассчитанного не на конкретный, а на схожий случай. В уголовном праве - не применяется.

Такая норма должна быть найдена в пределах соответствующей отрасли права. Так, пробелы гражданского права следует разрешать на основе норм этой отрасли права, а при не нахождении нужной нормы в данной отрасли следует ее искать в близких отраслях законодательства и в законодательстве в целом

2)Аналогия права - принятие решения по конкретному делу по общим принципам и духу права, когда нельзя подобрать норму права (на основании общих принципов).

Ориентирами в данном способе преодоления пробелов могут быть общепризнанные принципы и нормы международного права, общие нормы конституций.

72. Юридические коллизии: понятие, причины возникновения, способы устранения. Конкуренция правовых норм???.
Юридические коллизии - это противоречия между правовыми нормами, регулирующими одни и те же общественные отношения.

Они вносят в правовую систему несогласованность, дефектность, создают неудобства в правоприменительной практике, затрудняют пользование законодательством.

Можно выделить:

объективные причины коллизий(в условиях отставания права от более динамичных общественных отношений одни нормы устаревают, другие появляются не всегда отменяя прежние и действуя зачастую одновременно с ними)

субъективные причины коллизий (недостаток опыта законодателя, низкое качество законов, непоследовательная систематизация нормативных актов).

Возможные способы разрешения коллизий: принятие нового акта, отмена старого акта, внесение изменений в действующие акты, систематизация законодательства, референдумы, деят-ть судов (прежде всего Констит Суда), переговорный процесс ч/з согласительные комиссии, толкование и др.

73. Правомерное поведение: понятие, признаки, виды.

Правомерное поведение - надлежащая реализация субъектом права правовых установлений, т.е. субъект соблюдает все запреты и исполняет все обязанности, которые требует соблюсти и исполнить закон.

Признаки правомерного поведения:

1.Субъектами выступают люди.

2.Может выражаться в действии или бездействии

3.Является правовым, юридически значимым

4.Является общественно полезным или общественно допустимым

Виды правомерного поведения:

1)Маргинальное - субъект ведет себя правомерно из-за страха наказания, которое последует за нарушение предписаний законов;
2)Конформистское - субъект ведет себя правомерно на основе стандартов общества, в котором он живет, т.е. поступает как все;
3)Привычное (обычное) - субъект ведет себя правомерно, просто потому, что привык себя так вести;
4)Социально-активное - субъект осознает ценность права и старается претворять предписание права в жизнь. Это говорит о высокой правовой культуре субъекта.

74. Правонарушение: понятие, признаки, виды.

Правонарушение - общественно опасное, виновно совершенное деяние (действие или бездействие), запрещенное законом (противоправное) и совершенное лицом обладающим деликтоспособностью и влекущее юридическую ответственность.

Признаки правонарушения:

1) Общественная опасность - правонарушение посягает на блага и ценности общества,т.е.ущерб господствующим в данном государстве общественным отношениям, образу жизни.
2) Противоправность -это такое поведение человека, которое противоречит предписаниям норм права, т.е. оно направлено против тех общественных отношений, которые регулируются и охраняются нормами права.
3) Виновность - противоправное поведение является правонарушением лишь в том случае, если в действии или бездействии правонарушителя имеется вина (в форме умысла или неосторожности).
4) Влечет юридическую ответственность, если лицо, совершившее правонарушение обладают деликтоспособностью (возраст, вменяемость).

Виды правонарушений:

1) Проступок (нарушение КоАП, дисциплинарный проступок, деликт в ГП);
2) Преступление (нарушение норм Уголовного кодекса).


75. Состав правонарушения: понятие и общая характеристика элементов.

Состав правонарушения - совокупность юридически значимых элементов, которые идентифицируют деяние как правонарушение. Другими словами - это модель, образец, сопоставив с которым конкретное деяние, можно сделать вывод о том, является ли данное деяние правонарушением или нет.

Элементами состава являются:

1) Объект - блага и интересы, общественные отношения, которым правонарушением причиняется вред.

2) Объективная сторона - является внешним выражением правонарушения в реальной действительности и включает в себя признаки, отражающее само деяние (место, время, способ и т.д.).

3) Субъект - лицо, совершающее воздействие на объект охраны, т.е. лицо, совершающее правонарушение и подлежащее юридической ответственности по признакам возраста и вменяемости.

4) Субъективная сторона - это внутреннее психическое отношение лица к совершаемому им деянию. Сюда относится вина, мотив, эмоции. Следует помнить, что состав правонарушения и само правонарушение - понятие близкие, но не тождественные.

Состав правонарушения - это совокупность только юридически значимых элементов, в то время, как правонарушение как явление включает в себя и другие, безразличные для закона факторы, например, погодные условия, в которых осуществлялось правонарушение, или время года его совершения. Т.е. понятие правонарушение шире понятия состав правонарушения.

76. Юридическая ответственность: понятие, функции, виды.

Юридическая ответственность - это применение мер государственного принуждения к виновному лицу за совершенное правонарушение, выражающиеся в обязанности понести неблагоприятные для себя последствия.
Другими словами, юридическая ответственность - это своеобразное правоотношение, в которое вступает государство, в лице его компетентных органов, и правонарушитель, на которого возлагается обязанность претерпевать какие-либо лишения за совершенное им правонарушение.
Функции юридической ответственности:

Превентивная функция - предупреждение совершения правонарушений впредь (превенция).

 Карательная (штрафная) функция -причинение правонарушителю духовных, личных, материальных обременений, как реакция общества в лице государства на вред, причиненный правонарушителем.

 Регулятивная функция -сам факт существования и неотвратимости наказания обеспечивает выполнение предписаний нормативных актов.

 Воспитательная функция - своевременное и неотвратимое наказание виновных создают у граждан представление о незыблемости существующего правопорядка, укрепляют веру в справедливость и мощь государственной власти, уверенность в том, что их права и интересы будут надежно защищены.

 Правовосстановительная (компенсационная) функция -в большинствеслучаев меры юридической ответственности направлены не на формальное наказание виновного, а на то, чтобы обеспечить нарушенный интерес общества, управомоченного субъекта, восстановить нарушенные противоправным поведением общественные отношения.

Виды юридической ответственности:

· Дисциплинарная ответственность. Заключается в наложении на виновное лицо дисциплинарного взыскания руководителем (выговор, строгий выговор, увольнение) за нарушение Трудового кодекса либо внутренних правил организации.

· Административная ответственность. Применение органами исполнительной власти мер воздействия (штраф, административный арест) к виновным лицам за нарушение норм КоАП.

· Гражданско-правовая ответственность. Вытекает из нарушения имущественных и личных неимущественных прав граждан и организаций. Основной нормативный акт - Гражданский кодекс Российской Федерации.

· Уголовная ответственность. Самый жесткий вид ответственности. Наказание устанавливается только судом, виновному в совершении преступления. Единственный нормативный акт, устанавливающий уголовную ответственность - Уголовный кодекс Российской Федерации.

77. Основания возникновения и принципы реализации юридической ответственности.

Основанием юридической ответственности является правонарушение, кот в той или иной степени несёт вред обществу, а соответственно и самому государству Это могут быть имущественные и финансовые интересы юридического лица, экологические интересы, это может быть и сфера государственного устройства - основы конституционного строя, форма правления, политический режим, военная сфера и т.д..

Принципы юридической ответственности:

– законности – соблюдение и исполнение законов в процессе возложения ответственности;

– справедливости – наказание должно быть соразмерно содеянному;

– неотвратимости – каждое правонарушение должно неминуемо влечь ответственность виновного лица;

– гуманизма – гуманное отношение к правонарушителю.

78. Принципы и юридические гарантии законности.???

Законность - неукоснительное исполнение законов и соответствующих им правовых актов всеми органами государства, должностными лицами, физическими и юридическими лицами.
Принципы законности - это базовые начала, исходные положения, которые лежат в основе понятия "законность", то, что помогает уяснить суть, смысл данного понятия.

· Верховенство закона . Система нормативных актов в государстве строго иерархична, все законы не должны противоречить Конституции - главному закону РФ, все подзаконные акты - не должны противоречить законам.

· Единство законности . Единообразное действие законов на всей территории страны.

· Всеобщность законности и равенство перед законом . Закон должен быть един для всех граждан, независимо от пола, национальности, религии и любых других индивидуальных признаков.

· Целесообразность законности . Законы должны отвечать требованиям справедливости, и не идти в разрез с основными задачами и функциями государства.

· Гарантированность прав и свобод . Закон должен защищать и охранять общепризнанные права и свободы человека.

· Неотвратимость наказания за нарушение закона.

Гарантии законности - это такие условия, факторы и средства, которые обеспечивают режим законности. Другими словами - это то, что поддерживает существование режима законности в обществе.

Юридические гарантии . Совокупность установленных законодательством способов и средств, направленных на предупреждение, устранение и пресечение правонарушений, на охрану и обеспечение прав и свобод личности, других субъектов.

79. Понятие правопорядка.

Правопорядок - такое состояние отношений в обществе, при котором обеспечивается соблюдение закона и иныхправовых норм, одна из составных частей общественного порядка. Это состояние фактической урегулированности жизни общества. Обеспечивается добровольным исполнением предписаний закона гражданами и организациями, а также силой государственного принуждения.

Общественный порядок - понятие более широкое. Общественный порядок представляет собой всю совокупную систему общественных отношений, которая складывается в результате реализации социальных норм - не только норм права, но и норм морали, обычаев, традиций, религиозных правил и т.д.Нарушение моральных или нравственных предписаний, естественно, никакой ответственности перед государством не образует.

Например, если супруги изменяют друг другу, то их действия никак правопорядка не нарушают, т.к. такие отношения никакими нормативными актами не регулируются, однако выходят за рамки приличия - т.е. общественного порядка.

80. Механизм правового регулирования: понятие и структура. Стадии процесса правового регулирования.

Правовое регулирование- процесс воздействия государства на общественные отношения с помощью юридических норм (норм права).

Механизм правового регулирования - комплексная система включающая юридические средства и процедуры, при помощи которых осуществляется правовое регулирование.

Структура механизма правового регулирования:
* инструментарная составляющая

*субъективная

*функциональная
Элементы механизма правового регулирования:

– правовые нормы;

– юридические факты;

– акты применения норм права;

– правоотношения;

– акты реализации прав и обязанностей.

Стадии правового регулирования:

Ø Подготовительная

Сбор всех необходимых инструментов, все правовых средств, всех субъектов для осуществления правового регулирования

Ø Собственно правовое регулирование

Само регулирование общественных отношений

Ø Закрепление результатов


81. Эффективность правового регулирования: понятие, условия, критерии оценки.

Эффективность механизма правового регулирования – соотношение между результатом правового регулирования и стоящей перед ним целью. Если предписания, установленные в нормах права, реализовались в правомерном поведении, тогда можно считать, что механизм правового регулирования достаточно эффективен.
Эффективная реализация правовых норм возможна лишь при условии их соответствия тре-бованиям нравственности и закономерностям развития национально ориентированных ре-гулируемых отношений. При выполнении этого требования основная масса населения со-блюдает законы, даже не имея сведений об их конкретном содержании. Сложившаяся соци-альная среда может стимулировать или блокировать действие предписаний.
В современных условиях можно выделить следующие пути повышения эффективности правового регулирования:
1) совершенствование правотворчества, в процессе которого в нормах права (с учетом вы-сокого уровня законодательной техники) наиболее полно выражаются общественные инте-ресы и те закономерности, в рамках которых они будут действовать.
Нужно создавать с помощью соответствующих юридических и информационных средств такое положение, когда закон выгоднее соблюдать, чем нарушать. Кроме того, важно уси-лить юридическую гарантированность правовых средств, т. е. повысить уровень вероятно-сти в достижении ценности и снизить уровень вероятности в воспрепятствовании этому процессу;

2)совершенствование правоприменения "дополняет" действенность нормативного регули-рования. Если нормативная регламентация призвана обеспечить стабильность и необходи-мое единообразие в регулировании общественных отношений, ввести их в твердые рамки законности, то правоприменение - учет конкретной обстановки, своеобразие каждой юри-дической ситуации. Оптимальное сочетание правотворчества и правоприменения придает гибкость и универсальность правовому регулированию, минимизирует сбои и остановки в действии права;

3) повышение уровня правовой культуры субъектов права также будет влиять на качество правового регулирования, на процесс укрепления законности и правопорядка.

Недостаточная эффективность механизма правового регулирования объясняется: а) непра-вильным определением целей правового регулирования; б) выбором неадекватных средств правового воздействия; в) недостаточно квалифицированным использованием этих средств, т.е. неэффективной реализацией права. Вместе с тем механизм правового регулирования имеет пределы своего действия, так как зависит не только от собственно юридических воз-можностей данного механизма, но и от уровня развития экономики, социальных факторов, условий духовно-культурной сферы, информационных технологий, менталитета общества и т.д.

82. Национальная правовая система: понятие, структура, принципы взаимодействия с системой международного права.
Правовая система (правовая семья) - правовая организация общества, включает в себя взаимосвязь норм права, источников права, системы права, правосознания, правовой культуры и правореализации.

Т.е. правовую систему можно представить феномен, включающий в себя то, как право возникает в обществе, как понимается и как реализуется.

В структуру правовой системы обычно включают следующие основные элементы:

1)Система права -совокупность норм, институтов и отраслей права в их взаимосвязи. Не путайте понятия правовая система и система права!!!
2)Правовая культура - все ценности, которые выработаны обществом в правовой сфере - состояние правосознания, законности, совершенства законодательства и юридической практики.
3)Правосознание - частьобщественного сознания, представляющая собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств о праве.
4)Реализация права - претворение предписаний законов, нормативных актов в жизнь. Включает в себяиспользование(осуществление),исполнениеисоблюдение права. В качестве особой формы реализации права выделяют применение права - когда право реализует специально уполномоченный государственный орган, например, суд.
5)Источники права - внешнее закрепление нормы права. Для романо-германской правовой системы основной источник - нормативно-правовой акт, для англо-саксонской - судебный прецедент, для религиозной - религиозные догмы, для традиционной - обычаи и "табу".

Внутригосударственное и международное право - это две различные системы права, ко-торые действуют в пределах своих областей без специальной соподчиненности. Реально складывающиеся правоотношения требуют взаимодействия этих систем. Можно выделить три типа такого взаимодействия.
1) дуалистическое: национальное и международное право как две изолированные и взаи-монезависимые системы правового порядка;
2) монистическое представление о том, что международное и национальное право - это составные части единой системы права, при этом приоритет отдается верховенству нацио-нального права;
3) приоритет отдается международному праву.

Глобализационные процессы делают самой актуальной именно последнюю модель взаимо-действия, при этом особая роль уделяется проблематике сохранения мира, сотрудничества государств, борьбы с терроризмом и наркоторговлей, защиты и соблюдения прав и свобод человека.

83. Классификация национальных правовых систем. Основные правовые семьи современности.

Правовая система (правовая семья) - это совокупная связь права, системы права, правосознания и правореализации.

Правовые системы каждой конкретной страны обладают долей индивидуальности, однако, учитывая общность исторических, этнокультурных особенностей стран, правовые системы принято классифицировать именно по этим основаниям, а не по географическому расположению.

Классификация правовых систем мира:

1) Романо-германская правовая семья (континентальная правовая семья). Характерна для стран континентальной Европы. Основной источник права - нормативно-правовой акт, есть деление права на отрасли, обычно присутствуют писаные конституции. Рецепция римского права.

2) Англо-саксонская правовая семья (Англия, США, Канада и другие страны). Основной источник права - судебный прецедент. Нет деления на отрасли права, нет писаных Конституций (как правило, исключение - США). Рецепции римского права не произошло.

3) Религиозная правовая семья (мусульманские страны). Для этой семьи характерно сращивание норм права и религии. Точнее, все норма права - вытекают из религиозных предписаний. Теологичность во всем!

4) Традиционная правовая семья (племена Африки). Здесь вообще нет права в его современном понимании. Есть верования, моральные запреты, "табу". Собственно, здесь нет и государства - только племена, а без государства существование права не мыслимо.

5)Социалистическая правовая семья (характерна для стран социалистического лагеря во главе с СССР. Для настоящего время сохранилась в несколько видоизмененном виде в Китае и на Кубе). Социалистическая семья во многом напоминает романо-германскую правовую семью, с некоторыми важными исключениями:
1) Конституционное право. Главная ценность государства - в самом государстве и коммунистической партии, а не в личности человека. 2) Различие в отраслях права. В частности, нет предпринимательского и торгового права, существенны отличия в гражданском праве. Зато может присутствовать самобытное колхозное право.
3) Само право в социалистической правовой системе понимается как надстройка, т.е. просто как отражение экономической структуры общества. Помнится даже, большевики говорили о необходимости полной отмены права

  • IX л е к ц и я: Грамматикаысь, кыв тэчасысь да артманногысь понятие сöвмöдöм

  • Теория государства и права Морозова Людмила Александровна

    21.5 Интерпретационные акты

    Интерпретационные акты

    Интерпретационные акты (акты толкования) представляют собой одну из разновидностей правовых актов . В юридической литературе высказаны различные точки зрения относительно природы этих актов. Одни ученые склонны считать данные акты источниками права, например акты толкования конституционных норм Конституционным Судом РФ. Другие исследователи полагают, что этими актами не устанавливаются, не изменяются и не отменяются какие-либо нормы права, поэтому они не являются правотворческими. Действительно, акты толкования не устанавливают новых правил поведения, не имеют самостоятельного значения, а действуют в единстве с теми актами, в которых содержатся толкуемые нормы; они обслуживают эти акты и разделяют их судьбу при отмене нормативных правовых актов.

    Будучи правовыми актами, интерпретационные акты публикуются в официальных источниках. Например, акты толкования Пленума Верховного Суда РФ издаются в «Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации», постановления Конституционного Суда РФ - в «Собрании законодательства Российской Федерации» и в «Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации».

    Исследователи данной проблематики выделяют следующие особенности интерпретационных актов. Они:

    1) закрепляют разъяснительное решение соответствующего компетентного органа;

    2) представляют собой официальный акт-документ, который обладает специфической структурой, содержанием, формой, стилем изложения, реквизитами и т. д.;

    3) имеют своим содержанием общие нормативные или персонально адресованные, индивидуально-конкретные юридические разъяснения;

    4) принимаются в определенной процедурно-процессуальной форме;

    5) носят властный, обязательный характер. Например, согласно Федеральному конституционному закону от 28 апреля 1995 г. «Об арбитражных судах в Российской Федерации» установлено, что Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ дает разъяснения по вопросам судебной практики и принимает постановления, обязательные для арбитражных судов страны;

    6) обеспечены различными средствами юридической защиты, в том числе мерами государственного воздействия. Например, решения Конституционного Суда РФ обязательны на всей территории России для всех представительных, исполнительных, судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений (ст. 6 Федерального конституционного закона от 23 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации»). По мнению проф. Н. В. Витрука, решения Конституционного Суда по своей юридической силе приравнены к самой Конституции РФ, они окончательны и не подлежат обжалованию. Решение Конституционного Суда РФ нельзя преодолеть решением государственного органа, какое бы высокое место он ни занимал;

    7) вызывают определенные юридические последствия, которые имел в виду интерпретатор;

    8) являются подзаконными, вспомогательными правовыми актами;

    9) по мнению некоторых ученых, обладают обратной силой, т. е. распространяют свое действие на факты, события, обстоятельства, которые имели место до принятия акта толкования (проф. А. С. Пиголкин, проф. В. Н. Карташов).

    Акты толкования классифицируются по различным основаниям.

    1. По внешней форме они подразделяются на письменные и устные . Письменные акты имеют определенные реквизиты: кто издал акт, по какому вопросу, к каким нормам права относится толкование, когда акт вступает в действие и др. Обычно акт толкования облекается в ту же форму, что и толкуемый акт - указ, постановление, инструкция и т. д.

    2. По субъекту толкования акты толкования можно делить на: а) акты законодательных органов (например, акты Федерального Собрания, где даются официальные разъяснения принятых законов); б) акты судебного толкования - Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, которые обобщают судебную и арбитражную практику и разъясняют применение действующего законодательства; в) акты толкования исполнительных органов власти, например Правительства РФ, конкретного министерства, имеющего соответствующие поручения Правительства РФ, и др.; г) акты органов прокуратуры. Так, Генеральный прокурор Российской Федерации может издавать указания, разъясняющие содержание толкуемых норм для практики их реализации в деятельности органов прокуратуры.

    3. По юридической значимости акты толкования делятся на акты нормативного и казуального, аутентического и делегированного (разрешенного) толкования.

    Акты аутентического толкования принимаются органами, издавшими этот акт, и обладают бо?льшей юридической силой по сравнению с актами делегированного толкования. Последние предполагают необходимость специального полномочия интерпретирующего субъекта на соответствующее толкование. При аутентическом толковании данное полномочие является производным от правотворческой функции этого органа или должностного лица.

    4. По юридической силе акты толкования могут иметь разную степень обязательности, и это зависит от места интерпретационного органа в иерархии государственной системы.

    5. Акты толкования можно выделять по отраслям толкуемых норм - уголовно-правовые, административно-правовые, гражданско-правовые и др.

    6. Акты судебного и административного толкования. Акты судебного толкования отличаются большими особенностями: а) они имеют характер официального документа; б) обязательны для нижестоящих судов; в) оказывают непосредственно регулирующее воздействие на общественные отношения, на систему законодательства и учитываются правотворческими органами при обновлении законодательства. Отсюда можно сделать вывод, что акты официального толкования, в том числе судебные и административные, имеют правотворческий характер, следовательно, могут служить источниками права.

    7. В зависимости от сферы действия акты делегированного толкования делятся на акты общего и ограниченного действия . К первым относятся постановления Конституционного Суда РФ, обязательные для всех субъектов, ко вторым - постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, которые обязательны только для арбитражных судов.

    Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Договорное право. Книга первая. Общие положения автора Брагинский Михаил Исаакович

    Ссылки на правовые акты (Перечень ссылок подготовлен специалистами КонсультантПлюс)«КОНСТИТУЦИЯ (ОСНОВНОЙ ЗАКОН) СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХРЕСПУБЛИК»(утв. Постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов СССРот 05.12.1936)«КОНСТИТУЦИЯ (ОСНОВНОЙ ЗАКОН) РОССИЙСКОЙ

    Из книги Банковское право. Шпаргалка автора Белоусов Данила С.

    7. Акты Банка России Банк России издает подзаконные акты двух видов:1) нормативные правовые акты, являющиеся источниками банковского права;2) ненормативные правовые акты, источниками права не являющиеся.Правила подготовки правовых актов ЦБ РФ устанавливаются

    Из книги Настольная книга нотариуса автора Гонгало Бронислав Мичиславович

    ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ (Перечень ссылок подготовлен специалистами КонсультантПлюс)«КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»(принята всенародным голосованием 12.12.1993)«ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 14.11.2002 N 138-ФЗ(принят ГД ФС РФ 23.10.2002)«АРБИТРАЖНЫЙ

    Из книги Комментарий к Федеральному закону «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» автора Ефимичев С П

    ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ (Перечень ссылок подготовлен специалистами КонсультантПлюс)«КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»(принята всенародным голосованием 12.12.1993)ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 26.11.2002 N 153-ФЗ"О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЯ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «О ПРИВАТИЗАЦИИ

    Из книги Жилищное право автора Ромашкова Ирина Ивановна

    Ссылки на правовые акты (Перечень ссылок подготовлен специалистами КонсультантПлюс)«Конституция Российской Федерации»(принята всенародным голосованием 12.12.1993)«Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР»(утв. ВС РСФСР 27.10.1960)«Гражданский процессуальный кодекс РСФСР»(утв. ВС

    Из книги Интеллектуальная собственность в бизнесе: изобретение, товарный знак, ноу-хау, фирменный бренд... автора Дашян Микаэл

    Нормативные акты 1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // РГ, 1993. – 25 дек.2. Всеобщая декларация прав человека: принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. // РГ, 1995. – 5 апр.3. Гражданский кодекс Российской Федерации: ч.

    Из книги Теория государства и права автора Морозова Людмила Александровна

    12.2 Ведомственные акты Важную роль в вопросах взаимодействия правообладателей и таможенных органов в целях противодействия нарушений исключительных прав играют и ведомственные нормативные акты.В Положении о защите прав интеллектуальной собственности таможенными

    Из книги Прокурорский надзор. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

    14.4 Подзаконные акты К подзаконным относятся чаще всего нормативные акты, принимаемые органами исполнительной власти. Они не могут противоречить законам. Это указы Президента РФ, акты Правительства РФ, министерств, ведомств, акты исполнительных органов субъектов

    Из книги Теория государства и права: конспект лекций автора Шевчук Денис Александрович

    61. Акты прокурорского реагирования Определенные законом формы реализации прокурорских полномочий по устранению и предупреждению правонарушений называются актами прокурорского реагирования. Акты прокурорского реагирова ния – это:– протест

    Из книги Система профилактики правонарушений несовершеннолетних автора Беженцев Александр Анатольевич

    § 4. Акты применения права Акт применения права – это правовой акт компетентного органа или должностного лица, изданный на основании юридических фактов и норм права, определяющий права, обязанности или меру юридической ответственности конкретных лиц.

    Из книги Правоведение. Шпаргалка автора Афонина Алла Владимировна

    Из книги Медицинские услуги: как пациенту отстоять свои интересы автора Колоколов Георгий Pюрикович

    11. Нормативно-правовые акты Нормативно-правовой акт – это официальный документ, изданный в предусмотренном в законодательстве страны порядке соответствующим органом, содержащий нормы права.Согласно Конституции РФ:1) по предметам ведения Российской Федерации

    Из книги Применение и использование боевого ручного стрелкового, служебного и гражданского огнестрельного оружия автора Милюков Сергей Федорович

    Нормативно-правовые акты 1. Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. // Российская газета от 25 декабря 1993 г.2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 1). Принята 30 ноября 1994 г. // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст.

    Из книги Мошенничество с недвижимостью в жилищной сфере [Способы совершения, проблемы квалификации] автора Белов Евгений Валерьевич

    1. Международные нормативные акты КОДЕКС ПОВЕДЕНИЯ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ПО ПОДДЕРЖАНИЮ ПРАВОПОРЯДКА(Принят 17 декабря 1979 г. резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 34/169)(Извлечение)Статья 3.Должностные лица по поддержанию правопорядка могут применять силу только в случае

    Из книги Проблемы теории государства и права: Учебник. автора Дмитриев Юрий Альбертович

    Из книги автора

    § 5.3. Подзаконные нормативные акты Подзаконные нормативные акты - это принятые компетентным органом и устанавливающие нормы права юридические акты, которые основаны на законе и не противоречат ему. Вся система таких актов строится на строгой их соподчиненности между

    Результаты официального толкования правовых актов выражаются в интерпретационных (правотлумачних) актах, обеспечивающих их однообразное, согласованное понимание и эффективную реализацию. Интерпретационные акты являются результатом целенаправленной интеллектуальной деятельности компетентного органа государства (например, Конституционного Суда Украины) или международной организации (например, Европейский суд по правам человека, Комитета ООН по правам человека) по осмыслению значения правовых норм или их индивидуальных предписаний.

    Интерпретационный акт - это правовой акт уполномоченного субъекта, который содержит разъяснения юридических правил (норм права), является главной целью его принятия.

    Особенности юридической природы интерпретационных актов позволяют выделить следующие их признаки:

    1) интерпретационные акты раскрывают содержание норм права или индивидуальных предписаний, выраженных в соответствующем правовом акте. Они действуют в единстве с правовыми актами, стали предметом толкования, и носят вспомогательный характер;

    2) интерпретационные акты не устанавливают новых правил поведения, не отменяют и не вносят изменений в действующих правовых актов. Осуществляя свои полномочия, субъекты официальной интерпретации не подменяет законодателя путем создания правовых норм в процессе толкования, в том числе путем устранения пробелов в законодательстве. По этому поводу Конституционный Суд Украины в Решении от 25 марта 1998 прямо отметил, что заполнение пробелов в законах не относится к его полномочиям, а является прерогативой Верховной Рады Украины;

    3) интерпретационные акты как официальные документы имеют обязательный или убедительный характер, что обусловлено наличием у субъекта их принятия государственно-властных полномочий или признанной государством юрисдикции. Эти акты содержат официальную, сформулированную или признанную государством позицию в понимании содержания соответствующих национальных или международных правовых актов;

    4) сфера действия интеграционных актов совпадает со сферой действия актов, положения которых они разъясняют. Так, действие нормативных интерпретационных актов во времени определяется, как правило, параметрами действия акта, подлежащего толкованию. Поскольку толкование не выходит за рамки правовых норм, а только раскрывает их значение, то интерпретационные акты могут иметь обратную силу, пределы которой определяются моментом вступления в силу правовым актом, подлежит толкованию. В интервал претацийному акте может прямо указываться на необходимость пересмотра ранее принятых решений, которые не соответствуют изложенному в нем толкованию норм права.

    Приведенные особенности отличают интерпретационные акты среди других правовых актов, содержащих некоторые правотлумачни положение. Толкование норм права происходит преимущественно в процессе судебной и иной правоприменительной деятельности при решении конкретных дел. Согласно интерпретационные положения могут содержаться в различных видах правовых актов (например, судебных решениях, ведомственных актах и т.д.). Так, правоприменительные акты содержат как юридическое решение по конкретному делу, так и разъяснения содержания соответствующих норм права, которые были положены в его основу. Свое понимание значения правовых норм правоприменительный орган в этом случае определяет в мотивировочной части акта применения права. Такое толкование приобретает обязательной значимости для конкретного дела и лиц, которых она касается. При этом оно оказывает определенное влияние и на правоприменитель при рассмотрении и принятии решений по всем аналогичных юридических дел, обеспечивает постоянство и однообразие судебной практики. Однако интерпретационными актами выступают только те акты, основной целью принятия которых является разъяснение содержания соответствующих правовых предписаний.

    В зависимости от видов официального толкования различают следующие виды интерпретационных актов:

    По степени обязательности выделяют обязательные и рекомендательные интерпретационные акты. Так, обязательными интерпретационными актами выступают решения Конституционного Суда Украины относительно официального толкования Конституции и законов Украины, рекомендательными - разъяснения высших специализированных судов, общие комментарии Комитета ООН по правам человека и др.;

    По предмету толкования выделяют интерпретационные акты, содержащие толкование норм права, изложенных в нормативно-правовых актах, других источниках права , и интерпретационные акты, предметом толкования которых выступают индивидуальные правовые акты (решения суда, сделки, завещания и т.д.). Так, определение о разъяснении решения суда, постановлено в порядке ст. 221 ГПК Украины, выступает самостоятельным актом официального индивидуального толкования, на который может быть подана жалоба отдельно от решения суда (ст. 293 ГПК Украины)

    По кругу лиц и конкретных ситуаций, на которые распространяется действие интерпретационных актов, различают акты абстрактного и акты казуального толкования. К первым относятся акты Конституционного Суда Украины, высших специализированных судов и др. Акты казуального толкования принимаются с целью предоставления разъяснений относительно содержания нормы права в контексте конкретного дела. Такие акты могут приниматься уполномоченными органами, к которым обращаются лица за разъяснением тех или иных положений законодательства, подлежащих применению в конкретном случае (например, ответы контролирующего органа на запросы заинтересованных лиц по вопросам налогообложения, то есть налоговые консультации);

    По объему и характеру нормативных полномочий органа выделяют акты аутентичного толкования (выданные автором правового акта, толкуется), и легальные акты, или акты делегированного толкования (акты, принятые субъектом, который имеет специальное полномочие на толковании правовых норм, выданные другими органами).

    Интерпретационные акты классифицируют также по другим основаниям: по субъектам толкования (акты различных органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц, а также акты международных организаций) по видам правовых актов, толкуются (акты толкования нормативно-правовых актов и акты толкования индивидуально-правовых актов) по виду документа (постановления, решения, разъяснения, выводы и др.) по отраслям права (конституционно-правовые, уголовно-правовые, гражданско-правовые и др.).

    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
    ПОДЕЛИТЬСЯ:
    Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы